Практикум

Вопросы для самопроверки и задания:

1. Что понимается под организационно-управленческой деятельностью?

2. Что определяет Управление как особый класс деятельности?

3. Что является продуктом деятельности Управления?

4. Что определяет Организацию как особый класс деятельности?

5. Что является продуктом деятельности Организации?

6. Что определяет Руководство как особый класс деятельности?

7. Что является продуктом деятельности Руководства?

8. Как соотносятся между собой Руководство, Организация и Управление?

9. Какие направления деятельности можно выделить в системе управления?

10. На что направлены горизонтальные связи в организациях?

11. В чем заключается системный подход к анализу организаций?

12. Чем линейные связи в организации отличаются от функциональных?

13. Какие общие черты присущи формальным и неформальным организациям?

14. Что понимается под ресурсами организации?

15. Что понимается под взаимодействием организации с внешней средой?

16. Как связаны между собой управляющая и управляемая системы?

17. В чем главное значение коммуникации в процессе управления организацией?

18. Почему юристы должны владеть искусством коммуникации?

19. Назовите и охарактеризуйте основные элементы коммуникационного процесса. Какой коммуникационный процесс называют двусторонним?

20. Раскройте роль обратной связи в осуществлении коммуникации. Препятствует или способствует обратная связь коммуникациям?

21. Какие виды коммуникаций в организациях вы можете назвать? Поясните примерами из собственной практики.

22. Существует ли связь между вербальными и невербальными коммуникациями? Какова роль невербальных сигналов в осуществлении вербальных коммуникаций? Проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами.

23. Проанализируйте свои навыки невербального общения. Есть ли среди ваших невербальных сигналов такие, которые могут быть неправильно истолкованы получателями? Как человек может развивать искусство понимания невербальных символов общения?

24. Почему организационная структура управления и коммуникации так тесно связаны?

25. Назовите коммуникативные барьеры, существующие в учебной аудитории. Какие коммуникативные барьеры препятствуют вашему общению с преподавателем курса «ОУДЮ»?

26. Почему для юриста, выполняющего управленческие функции, так важно умение слушать? Как отражается такое качество, как умение слушать, на осуществлении восходящих коммуникаций? Какие рекомендации вы можете дать своим коллегам (студентам) по развитию навыков эффективного слушания?

27. Ознакомьтесь с материалами Приложения 1. и ответьте на следующие вопросы:

1) какая система коммуникаций носит название «виноградная лоза»?

В чем состоят ее особенности?

2) какой тип коммуникационной сети вы можете рекомендовать при решении

сложных нестандартных проблем?

3) как в замкнутых коммуникациях могут быть обойдены «тупики»?

4) составьте схему коммуникационной сети типа «Соты».

28. Покажите принципиальное различие между авторитарным, демократическим и
либеральным стилями руководства.

29. Какие критерии следует учитывать руководителю при выборе стиля руководства?

30. Почему попытки определения универсального стиля руководства потерпели неудачу?

31. Приведите примеры известных харизматических руководителей и попытайтесь
объяснить, в чем причина их власти, ее сильные и слабые стороны.

32. Какие источники власти позволяют управленческому лидерству наиболее
плодотворно реализоваться?

33. Какие проблемы порождает неограниченная власть? Приведите примеры.

34. Обоснуйте, какой из известных стилей руководства в большей мере подходит для
следующих организаций: банк; юридическая консультация; предприятие в сфере
инновационной деятельности; нотариальная контора; рекламное агентство.

35. Дайте характеристику современным особенностям высшего профессионального образования в Российской Федерации. Что такое образовательные компетенции? Каков порядок их формирования у выпускников вузов?

36. Укажите основные направления организационно-управленческой деятельности в современной практике юриста.

37. Каково содержание организационно-управленческих компетенций? Какова цель их формирования и развития у будущих юристов?

38.Функции управления способствуют налаживанию и успешному функционированию всех подразделений действующей структуры управления по вертикальным и горизонтальным связям. Все функции управления можно разделить на:

§ внешние и внутренние;

§ главные, основные и вспомогательные;

§ полезные и вредные;

§ неестественные; дублирующие.

Функции вытекают из тех задач, которые решает структурное подразделение.

Задание: Попробуйте сформулировать функции подразделения или подразделений, которые призваны заниматься управлением интеллектуальной собственность.

Функции подразделения можно декомпозировать и определить подфункции Задание: Попробуйте их сформулировать.

39. Учет - функция управления: у чет - процесс получения объективной информации о складывающейся на объекте ситуации путем сбора фактических значений параметров и их обработки по заданным алгоритмам. После доведения планов до исполнителя, часто оказывается, что наблюдается отклонение от плана. Причины могут быть разными: влияние среды, неточность и неверность исполнения, несовершенство самого планирования. Для того, чтобы выйти на плановую траекторию, нужно регулировать деятельность. Задание: Как? Какие конкретные шаги можно предложить?

40. Планирование - функция управления: процесс планирования проходит в 4 этапа.

Этапы процесса планирования

1 этап - разработка общих целей;

2 этап - определение конкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени;

3 этап - определение задач и средств их решения;

4 этап - контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими.

Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие деятельности в перспективе, поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого. Задание: Какие фактические показатели могут быть применены в планировании деятельности по исследуемому объекту (для примеры выберите объект по собственному цсмотрению)?

41. Контроль - функция управления: к онтроль – это сравнение фактического состояния объекта с желаемым. Сколь бы хорошо ни были разработаны планы, они, как правило, не могут быть выполнены так, как были задуманы. Будущее нельзя абсолютно точно предсказать. Причин нарушения планов много. Задание: Попробуйте указать их применительно к нашему объекту (ИС). Эти нарушения, прежде всего, надо обнаружить с помощью системы контроля. Как?

Тесты

1. Какое из утверждений верно:

1.1. организация – это процесс,

1.2. организация – это объект,

1.3. организация – это строго определённая правовыми границами организационно-управленческая деятельность,

1.4. организация – это сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе,

1.5. организация – это коллектив.

2. Организационно-управленческая деятельность – это

2.1. организация и координация работы всех служб и ведомств,

2.2. организация правовой деятельности,

2.3. достижение поставленных целей,

2.4. организация эффективной работы коллектива и всех подразделений,

2.5. решение стоящих задач.

3. Роль юриста в организации определяется

3.1. штатным расписанием,

3.2. личностными качествами,

3.3. степенью профессиональной пригодности,

3.4. уровнем профессиональных знаний,

3.5. опытом работы в данной области,

3.6. уровнем теоретических знаний,

3.7. способностью к самообучению.

4. Интеллект – это:

4.1. относительно устойчивая структура умственных способностей индивида,

4.2. определенный уровень развития мыслительной деятельности человека,

4.3. возможность приобретать новые знания,

4.3. возможность использовать имеющиеся знания в повседневной жизни,

4.5. совокупность навыков решения проблемных ситуаций.

5. Инновация – это

5.1. набор приёмов и методов по достижению задач фирмы;

5.2. деятельность, не связанная с научно-техническими разработками;

5.3. конечный результат инновационной деятельности;

5.4. товар на рынке.

6. Инновационная деятельность - это

6.1. деятельность, направленная на реализацию любых потребностей;

6.2. деятельность по разработке, подготовке и переходу на новый продукт;

6.3. процесс производства традиционных продуктов (услуг);

6.4. деятельность фирмы по достижению коммерческой цели.

7. Системный подход – это

7.1. учёт отдельных мероприятий данного уровня в системе планирования;

7.2. всесторонний анализ последствий проведения рассмотренного мероприятия во всех

сферах хозяйственной деятельности;

7.3. методы математического анализа, использованные при подготовке хозяйственных

решений;

7.4. все ответы верны.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Афоничкин А.И., Михаленко Д.Г. Управленческие решения в экономических системах: Учебник для вузов. – СПб.: Питер,2009. – 480с.: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
  2. Друкер Питер Ф. Эффективный управляющий – Москва: BCI, 1994.
  3. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. - 2005. - № 4. - С. 23 – 30.

4. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. № 1 1,2005. с. 14—20.

  1. Зинченко, А.П. Путеводитель по основным понятиям и схемам методологии Организации, Руководства и Управления: хрестоматия по работам Г.П. Щедровицкого [Текст] / А.П.Зинченко, А.Г.Реус. - М.: Дело, 2004; Щедровицкий, Г.П. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология: курс лекций [Текст] / Г.П.Щедровицкий // Архив Г.П.Щедровицкого. - М., 2000 г. - Т.4.
  1. Иванова Т.Ю. Теория организации: Учебник. – Кнорус, 2012.
  2. Коробко В.И. Теория управления: Учебник – Юнити-Дана, 2010.
  3. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учебник для вузов – 3-е изд-е, перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
  4. Лукичева Л.И., Егорычев Д.Н., Анискина Ю.П. и др. Управленческие решения: учебник по специальности «Менеджмент организации» — 4-е изд., стер. — М.: Издательство «Омега-Л».
  5. Менеджмент: Учеб. Для вузов/ДД.Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др.; Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высш. Школа, 2008.
  6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1998.
  7. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник.- Изд. ИНФРА-М, 2010.
  8. Нани К.Я, Ракитина И.В. Понятие организационно-управленческой деятельности Деловой подход, февраль 2008 г.
  9. «Организационно-управленческие инновации: развитие экономики, основанной на знаниях». Национальный доклад Ассоциации Менеджеров России. По ред. С.Е. Литовченко – М.: «Ситроникс», 2008.
  10. Основы управления: учебное пособие для бакалавров / отв. Ред.А.А. Петров. – Москва: Проспект, 2013.
  11. Петровский А.Б. Теория принятия решений: Учебник. – Изд. Академия, 2009.
  12. Фрейдина Е.В. Исследование систем управления: Учебное пособие для вузов/Под ред. Ю.В. Гусева. – 3-е изд-е, стер. – М.: Омега-Л,2010.
  13. Фролов С.С. Социология организаций: Учебник. – М.: Гардарики, 2009.
  14. Шевченко С.Г., Егоров В.В. Организационно-управленческие инновации: практика российских компаний (с. 196-202). Сборник. Тренды в методах управления, образования, консалтинга. Под ред. Л.В. Чукиной – М.: ИПЦ Маска, 2008.
  15. Щедровицкий, Г.П. Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология: курс лекций [Текст] / Г.П.Щедровицкий // Архив Г.П.Щедровицкого. - М., 2000 г. - Т.4.

Глава 2. Технологии планирования в юридической практике

Развиваемые компетенции

знать

  • основные понятия теории планирования, особенности стратегического планирования;
  • основные подходы к формулированию миссии и характеристике видения перспектив деятельности организации;
  • основные положения SWOT-анализа и GAP-анализа;

уметь

  • проводить оценку, анализ и управление ситуацией при принятии решений в сфере планирования и прогнозирования;
  • учитывать и просчитывать последствия вариантов реализации принимаемых решений;

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: