Суть полового воспитания сводится к тому, чтобы подготовить к взрослой жизни здоровых мужчин и женщин, способных адекватно осознавать свои физические и психологические особенности, устанавливать нормальные отношения с людьми своего и противоположного пола во всех сферах жизни, реализовывать свои потребности в соответствии с существующими в обществе нравственными и этическими нормами. В конечном счете, это означает воспитание эмоционально зрелой личности.
Основные задачи полового воспитания – неотъемлемая часть общего воспитательного процесса и осуществляются в различных видах общения и совместной деятельности. Поведение человека зависит от конкретной жизненной ситуации. И в этой связи следует изучать и пропагандировать гибкие психологические механизмы, управляющие поведением человека, которые при непосредственных контактах с противоположным полом не причиняли бы излишних страданий, а были бы понятны и естественны.
Обратимся к работе В.В. Кагана, где сформулированы основные направления полового воспитания:
- половое воспитание, помогающее формированию психологической мужественности (женственности). Обучение нормальному общению со сверстниками противоположного пола.
- сексуальное воспитание, направленное на оптимизацию формирования сексуально-эротических ориентации и сексуального сознания.
- подготовка к сознательному и ответственному супружеству.
- подготовка к сознательному и ответственному родительству, выработка оптимальных репродуктивных установок.
- формирование здорового образа жизни через разъяснение зависимости сексуальности, супружества, родительства от венерических заболеваний, СПИДа, наркомании и т.д.
- профилактика нарушений психосексуального развития, особенно на ранних стадиях становления личности подростка.
- предупреждение растления и совращения детей и подростков.
Основные принципы полового воспитания приведены в работе Ю.М. Орлова:
- принцип целеустремленности (соотнесение целей полового воспитания с фазами психосексуального развития детей).
- самовоспитание (половое воспитание во многом зависит от стремления ребенка к самовоспитанию, для этого ребенку, подростку надо ясно представлять себе цели и хотеть достичь их).
- принцип «не навреди».
- принцип «не стыди».
-принцип опоры на положительное, в том числе на положительные примеры поведения авторитетных для ребенка взрослых. Психологическая основа этого принципа - положительное эмоциональное подкрепление, которое создает положительную мотивацию любому поведению, деятельности.
- принцип индивидуального подхода.
- принцип невозбуждения полового влечения (в основе этого принципа лежит тезис, утверждающий, что половую жизнь не следует начинать до полного физического созревания). В пользу этого тезиса свидетельствуют аргументы как педагогического, так и медицинского характера. Чем меньше энергии, сосредоточенной на объекте полового влечения, будет израсходовано на половую жизнь, тем большая ее часть пойдет на развитие и укрепление организма в целом - скелета, мышц, мозга и связанных с ним функций высшей нервной деятельности. Принцип невозбуждения полового влечения связан с требованием сублимации.
-принцип единства обучения и воспитания.
- принцип системности, последовательности, комплексности.