Педагогическая мысль в России второй половины XVIII в

Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова.

Просвещение и школа в России XVIII в.

План

Тема 6. Просвещение и педагогическая мысль в России с Х по XVIII вв.

1. Воспитание и обучение в Киевской Руси (X–XIII вв.), Московском и Русском государстве (XIV–XVII вв.).

Основная литература

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV–XVII вв. / [сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров]. М., 1985.

2. Бабишин, С. Д. Из истории зарождения школы высшего типа в Древней Руси / С. Д. Бабишин // Сов. педагогика. 1972. № 8.

3. Латышина, Д. И.История педагогики. Воспитание в России (X – начало XX вв.) / Д. И. Латышина. М., 1998.

4. Петров, В. М.История обучения в Древней Руси / В. М. Петров // Сов. педагогика. 1982. № 6.

5. Романов, Б. А.Люди и нравы Древней Руси / Б. А. Романов. M; Л., 1966.

1. Воспитание и обучение в Киевской Руси (X–XIII вв.), Московском и Русском государстве (XIV–XVII вв.).

В истории педагогики принято выделять два этапа в развитии воспитания в России до эпохи Петра Великого:

· киевский (X – XIII вв.);

· московский (XIV – XVII вв.).

На рубеже VIII–IX вв. возникло раннефеодальное государство с центром в Киеве, которое просуществовало до монголо-татарского нашествия (XIII – XV вв.). В результате образования политического союза восточно-славянских племен под властью киевских князей сложилась древнерусская государственность, принявшая в качестве официальной религии православие (988). Это определило своеобразие и особенности развития воспитания и образования. Выбор христианской религии в пользу православия означал распространение византийского влияния на Русь. Сама педагогическая мысль и школа древней Руси сохранили самобытность, благодаря тому, что языком богослужения, литературы и обучения оказался славянский язык со славянским алфавитом (азбука-кириллица). В сфере воспитания данное влияние привело к расцвету школьного дела. Смешение славянской языческой культуры с восточным христианством явило собой становление собственной педагогической традиции, с оригинальной концепцией воспитания человека. А разделение христианской церкви на православную и католическую усилило рост враждебного, настороженного отношения к католицизму и западноевропейской культуре. В результате на Руси сложился особый замкнутый культурный феномен, отличный от латинской образованности и светского воспитания, которые сложились в западной Европе.

Основы воспитания и обучения закладывались в семье. Здесь получали и начальное образование, однако отпрыски представителей феодального сословия обучались индивидуально у грамотного священника. Церковь контролировала домашнее воспитание. Главным в воспитании считалось как можно более раннее приобщение ребенка к православию. Поэтому родители старались воспитывать своих детей в строгости и «страхе божьем». С ранних лет дети участвовали в церковных обрядах. Для детей простых родителей основой воспитания являлось приучение к работе по дому и сельскохозяйственным работам. Позднее их отдавали к мастеру учиться ремеслу. Вместе с тем их обучали чтению, письму, церковному пению. Как особая деятельность воспитание и обучение получили развитие с появлением школ, что было вызвано потребностями духовенства и увеличением числа грамотных людей. Первая школа (988 г.) открылась при князе Владимире Святославиче (ум. в 1015 г.) в Киеве.

Обучение велось в индивидуальной форме: дети сидели вместе, но учитель занимался с каждым по отдельности. Как правило, ребенок начинал учиться с семи лет. Родители платили за обучение – давали «мзду». В результате грамотность в раннесредневековой Руси была распространена повсеместно, о чем свидетельствуют найденные в различных городах берестяные грамоты. Начальным обучением занимались мастера грамоты: они часто совмещали педагогическую деятельность с другим родом занятий – как правило, служением в церкви или в монастыре (монахи): эти учителя-монахи принадлежали к низшему духовенству (дьячки, певчие). Но мастерами грамоты были и светские лица. Такие мастера грамоты появились в Киевской Руси в XII веке. И хотя церковь относилась к ним настороженно, она мирилась с таким положением вещей, так как образованных монахов было тогда немного. Вторая ступень обучения называлась «школами учения книжного». В XI – XIII вв. они открываются по всей Руси при княжеских дворах, церквах, монастырях (и мужских, и женских). Главной задачей обучения в таких школах было освоение отроками книжной мудрости. Здесь наряду с чтением, письмом и счетом сообщались также сведения из истории различных стран и народов – особенно находившихся в орбите влияния Византии. Образование повышенное можно было получить самостоятельно, но только в стенах монастырей, где были собрания рукописей отцов церкви. Таких монахов и монахинь называли книжниками (летописцами) – они занимались перепиской, исправлением, переводами книг. Таким образом, расцвет школьного дела в Киевской Руси генетически связан с христианизацией русских земель и распространением церковного образования.

В X – XI вв. в Киевской Руси появляется ряд рукописных сборников как переводных, так и оригинальных, включавших и тексты педагогического содержания. В них содержались советы по воспитанию детей у детей таких качеств, как послушание, благочестие, почитание старших. Педагогическими идеями проникнуты такие памятники восточнославянской письменности, как «Жития святых», поучения и проповеди, в которых прославлялся аскетический идеал воспитания. Среди наиболее известных поучений можно указать «Изборник Святослава» (1076), где помещены, например, поучения византийца Иоанна Златоуста (344‑407). Кроме того, этот изборник содержал элементы знаний, входивших в круг семи свободных искусств, а также христианских идей и представлений. Важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит «Поучение Владимира Мономаха детям» (1096). Его называют еще и своеобразным кодексом, сводом правил и важнейших религиозно-нравственных требований, которые князь в форме советов дает своим детям: почитать старших, отца, строго выполнять церковные обряды, любить и защищать Родину, быть справедливым к людям, защищать сирот и вдов и т.д. Суждения Владимира Мономаха, несмотря на их религиозный характер, побуждали к практическому мышлению и деятельности.

В этом смысле выделяются педагогические идеи киевского митрополита Климента Смолятича (XII в.), который полагал, что объектом познания должно быть не только «Священное Писание», но и природа – творение божественной мудрости. Однако развитие культуры славян затормозилось в XIII – XIV вв. вследствие феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия. Так, в результате нашествия монголо-татар (1237‑1241) уровень образования на Руси резко снизился: книжное учение пришло в упадок вследствие сожжения и разграбления большинства монастырей и гибели культурных ценностей. Были также убиты или угнаны в плен умельцы, мастера грамоты и книжники. Лишь уцелевшие монастыри продолжали оставаться центрами книжности и образованности, хранителями духовной общности восточных славян. Однако на долгие столетия Русь оказалась в культурной изоляции и в орбите борьбы за свою национально-религиозную идентичность.

Воспитание и обучение в Московском и Русском государстве (XIV–XVII вв.).

В истории обучения и воспитания в Русском государстве средневековой эпохи прослеживаются два этапа: XIV‑XVI вв. и XVII столетие. Первый из них связан с многовековой борьбой русского народа за национальную независимость и свою государственность. Нападение монголо-татар стало началом иноземного ига, длившегося четверть тысячелетия ‑ периода, когда страна подвергалась опустошительным набегам. Иноземный гнет, несмотря на проявленную завоевателями религиозную терпимость, привел к культурной изоляции Руси. Главными средоточиями книжности и образованности стали монастыри. Они находились в лучших условиях, т.к. церковь была освобождена от выплаты дани в Орду. Центрами просвещения в монгольский период стали Новгородская и Псковская земли.

Педагогическая мысль была направлена прежде всего на проблемы воспитания, которые изложены в таких письменных памятниках, как «Пчела» (XIV‑XVвв.), «Домострой» (XIV‑XVI вв.), «Послание Геннадия» (1550 г.) и др.

Так, в «Пчеле» в виде афоризмов собраны морально-этические правила жизни: «Копающий яму под ближним своим – упадет в нее», «Рана от верного друга достойнее, чем поцелуй врага», «Уча учи поступкам, а не словам», «Учение имеет корень горький, а плод сладкий» и т.д.

В «Домострое» (один из его авторов священник Сильвестр (ум. около 1566г.) изложены основы быта и воспитания в семье, где некоторые разделы полностью посвящаются воспитанию детей, например: «Наказание от отца к сыну», «Како детей своих воспитати», «Како дети учити» и т.д. В целом детей требовалось воспитывать в «страхе божьем», повиноваться наставникам и старшим, любить детей и заботиться о них. Основными способами воспитания в то время признавались суровая дисциплина, систематические наказания, в т.ч. физические («воспитати во всяком наказании»). Как видно,воспитание по-прежнему проводилось в семье, так как до конца XVI века регулярная школа не была обязательной. Поэтому общий уровень образованности оставался низким.

Во второй половине XVI в. появляются печатные учебники – азбуки. Это заметным образом сказалось на развитии образования. Основоположником книгопечатания в Московском государстве стал выдающийся просветитель Иван Федоров (1510-1583). В 1574 г. появляется изданная им первая печатная «Азбука», где содержалась усовершенствованная система обучения грамоте и элементарная грамматика. По «Азбукам» Федорова могли заниматься дети и взрослые. В качестве дидактического материала в них использовались Священное Писание, грамматика Иоанна Дамаскина и азбука мастеров грамоты. Постепенно образование делается достоянием не только знати и духовенства, но и зажиточных городских слоев. Однако основная масса населения по-прежнему была невежественной. Тем не менеероль и значение образования возрастают: в XVI веке Московское государство постепенно включается в политическую и экономическую жизнь Европы и растет потребность в образованных людях, обладающих греко-латинской ученостью.

В XVI–XVII вв. образование в России выходит на новый уровень развития, основными предпосылками которого являются:

· совершенствование системы государственного управления;

· изменение социальной роли дворянства;

· повышение статуса образования;

· вовлечение страны в орбиту европейской дипломатии и расширение дипломатических и торгово-экономических связей с зарубежными странами.

Все это порождает потребность в грамотных людях, знающих иностранные языки и западноевропейскую культуру. Вопрос о хорошо организованной школе рано или поздно должен был возникнуть в умах церковных и политических деятелей. В русском обществе созревало понимание, что собственными педагогическими силами нельзя радикально улучшить состояние просвещения. Между тем со второй половины XVII в. западное влияние в школьном деле становится все глубже. Изменение отношение к греко-латинской образованности приводит к появлению учебных заведений повышенного типа. Усилившееся сближение с Западом и интерес к греко-латинской образованности своих славянских соседей – литвинов-белорусов и малороссов (украинцев) привели в конечном итоге к вызову в Москву просветителей.

Таковые и стали прибывать сюда из Литовской Руси и Малороссии – выходцы из белорусских и украинских земель. Отрицательное отношение к невежеству в обществе постепенно приводит к усилению западного влияния посредством белорусской и украинской образованности. Исследователи полагают, что для того времени характерны три подхода к воспитанию, обучению и образованию:

1) латинское направление (С.Полоцкий, С.Медведев);

2) грекофильское (Е.Славинецкий, Ф.Ртищев);

3) старообрядческое (протопоп Аввакум и его последователи).

Так, во второй половине XVII в. в Москве открываются греко-латинские школы, которые создавались при монастырях по инициативе просвещенных людей.

Среди выдающихся просветителей, прибывших в Москву, были: Симеон Полоцкий (1629-1690), Епифаний Славинецкий (1600-1675), Феофан Прокопович и др. В Московском государстве сторонниками изменений в образовании были также Сильвестр Медведев (1641-1691), Федор Ртищев (1625-1673), Карион Истомин (1650-1717) и протопоп Аввакум (1621-1682). Указанные деятели сыграли заметную роль в развитии педагогической мысли и школьного дела.

В частности, одним из инициаторов открытия греко-латинских школ был Епифаний Славинецкий, который такую школу при Чудовом монастыре. Боярин Федор Ртищев открыл подобную школу при Андреевском монастыре, Симеон Полоцкий организовал при Спасском монастыре школу повышенного типа. С возникновением подобных школ формируется и учительство как социально-профессиональная группа, появляются сочинения, отражающие философско-педагогические представления о человеке, его месте, о способах воспитания. Создается большое количество рукописных книг – азбуковиков, в которых помещались сведения по грамматике, арифметике, религиозно-нравственные поучения. Среди рукописных учебных книг особое место занимали азбуки, азбуки-прописи, часословы и псалтыри учебные, словари, пособия по практической арифметике и геометрии, «лексисы».

Симеон Полоцкий оставил несколько учебных книг: «Псалтырь рифмотворная», Букварь языка славенска», «Вертоград многоцветный» и др. Полноценное обучение, по С.Полоцкому, следует осуществлять на латинском, греческом и родном языках. Кстати, именно его в качестве гувернера призвал обучить грамоте своих сыновей московский царь Алексей Михайлович (1629-1676). Епифаний Славинецкий настаивал на сочетании умственного и нравственного воспитания с опытом учения книжного и являлся автором сочинений: «Гражданство обычаев детских» и «Рассуждение об учении греческому языку». Федор Ртищев, окольничий, воспитатель царя Алексея, основал на свой счет училище при Андреевском монастыре и вызвал с Украины до 30 ученых монахов. По его просьбе Е.Славинецкий составил греко-славянский словарь для нужд училища.

При активном участии С.Полоцкого, Е.Славинецкого и др., появляются учебные заведения повышенного образования: Типографское училище (основано в 1681г.), а в 1687 году была основана Славяно-греко-латинская академия. Она сыграла важную положительную роль в развитии просвещения. Как пишет русский историк С.Смирнов, «русские примирились с мыслью о пользе науки». Академия была одним из крупнейших центров русской культуры и просвещения. Среди ее выпускников были зодчий В.И.Баженов, академик М.В.Ломоносов, поэт А.Д.Кантемир и другие известные деятели. Но Академия не стала подлинным научным центром высшего образования, она являлась инструментом искоренения инакомыслия. Так, семьи, заводившие без разрешения Академии домашних учителей языков, подвергались конфискации имущества. В целом преобладала ориентация на греческую школу и византийскую систему образования.

Таким образом, на рубеже XVII‑XVII вв. в русском обществе обозначилась программа создания системы регулярных учебных заведений – общеобразовательных церковных школ и технических государственных училищ по иноземным образцам и при помощи учителей-иноземцев. Но подавляющая часть населения пребывала в невежестве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow