Первые школы такого типа возникли, очевидно, при семьях писцов. Затем появились дворцовые и храмовые «дома табличек». Получить представление об этих школах позволяют глиняные таблички с клинописью, являющиеся материальным свидетельством развития цивилизации, в том числе и школы, в Междуречье. Десятки тысяч таких табличек обнаружены в развалинах дворцов, храмов и жилищ. Таковы, к примеру, таблички из библиотеки и архива г. Ншхпура, среди которых следует назвать прежде всего летописи Ашшурбанипала (668—626 до н.э.), законы царя Вавилона Хаммурапи (1792—1750 до н.э.), законы Ассирии второй половины 2-го тысячелетия до н.э. и др.
Постепенно эдуббы приобретали автономию. В основном эти школы были небольшими, с одним учителем, в обязанности которого входило и управление школой, и изготовление новых табличек-образцов, которые ученики заучивали, переписывая их в таблички-упражнения. В крупных «домах табличек», по-видимому, имелись особые учителя письма, счета, рисования, а также специальный управитель, следивший за порядком и ходом занятий. Обучение в школах было платным. Чтобы заручиться дополнительным вниманием учителя, родители делали ему подношения.
|
|
Вначале цели школьного обучения были узкоутилитарными: подготовка необходимых для хозяйственной жизни писцов. Позднее эдуббы стали постепенно превращаться в центры культуры и просвещения. При них возникали крупные книгохранилища, например Ниппурская библиотека во 2-м тысячелетии до н.э. и Ниневийская библиотека в 1-м тысячелетии до н.э.
Складывавшуюся школу как образовательное учреждение питали традиции патриархально-семейного воспитания и одновременно ремесленного ученичества. Влияние семейно-об-щинного уклада жизни на школу сохранялось на протяжении всей истории древнейших государств Междуречья. Главную роль -в воспитании детей по-прежнему играла семья. Как следует из «Кодекса Хаммурапи», отец должен был отвечать за подготовку сына к жизни и был обязан обучать его своему ремеслу. Основным методом воспитания в семье и школе являлся пример старших. В одной из глиняных табличек, где содержится обращение отца к сыну, отец призывает его следовать положительным примерам сородичей, друзей и мудрых правителей.
Возглавлял эдуббу «отец», учителей именовали «братьями OTi ia». Ученики делились на старших и младших «детей эдуббы». Обучс! ше в эдуббе рассматривалось прежде всего как подготовка к ремеслу писца. Ученикам надлежало научиться технике изго-тош1С1 шя ram (яных табличек, освоить систему клинописи. За годы обучения ученик должен был изготовить полный комплект таб-
|
|
личек с предусмотренными текстами. На протяжении всей истории «домов табличек» универсальными приемами обучения в них являлись заучивание и переписывание. Урок состоял в запоминании «табличек-моделей» и их копировании в «табличках-упражнениях». Сырые таблички-упражнения корректировал учитель. Позже иногда стали применяться упражнения типа «диктантов». В.основе методики обучения лежало, таким образом, многократное повторение, запоминание столбцов слов, текстов,;вдач и их решений. Однако применялся и.метод разъяснения учителем трудных слов и текстов. Можно предположить, что в обучении использовался также и прием диалога-спора, причем i не только с учителем или учеником, но и с воображаемым предметом. Ученики делились на пары и под руководством учителя.показывали или опровергали те или иные положения.
О том, каким был уклад школы и каким хотели его видеть в Междуречье, говорят найденные в развалинах столицы Ассирии — Ниневии таблички «Восславление искусства писцов». В них говорилось: «Истинный писец не тот, кто думает о хлебе насущном, а кто сосредоточен на своем труде». Прилежание, по мнению автора «Восславления...», помогает ученику «выйти на дорогу богатства и благополучия».
Один из клинописных документов 2-го тысячелетия до н.э. позволяет составить представление об учебном дне школьника. Вот что в нем говорится: «Школьник, куда ты ходишь с первых дней?» — спрашивает учитель. «Я хожу в школу», — отвечает ученик. «Что ты делаешь в школе?» — «Я делаю свою ыбличку. Ем завтрак. Мне задают устный урок. Мне задают письменный урок. Когда занятия кончаются, я иду домой, вхожу и вижу моего отца. Я рассказываю отцу о моих уроках, и отец мой радуется. Когда я просыпаюсь утром, то вижу 1 in но мать и говорю ей: скорее дай мне мой завтрак, я иду в школу: в школе надзиратель спрашивает: "Почему ты опаз-мываешь?" Испуганный и с бьющимся сердцем, я вхожу к учителю и кланяюсь ему почтительно».
< >(>учсние в «домах табличек» было сложным и трудоемким.!!,i первом этапе учили читать, писать, считать. При овладе-
п грамотой следовало запомнить множество клинописных ц|.1м>11. Далее ученик переходил к заучиванию поучительных п. торий, сказок, легенд, приобретал известный запас прак-тчееких знаний и умений, необходимых при строительстве, i in i л влепии деловых документов. Прошедший обучение в «доме i и hi и чек» становился обладателем своего рода интегрирован-|цMi профессии, приобретая различные знания и умения.
И школах изучались два языка: аккадский и шумерский. Шу-Mi |" кип язык в первой трети 2-го тысячелетия до н.э. уже
24 Глава 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВАХ
перестал быть средством общения и сохранялся лишь как язык науки и религии. В новое время аналогичную роль в Европе играл латинский язык. В зависимости от дальнейшей специализации будущим писцам давались знания в области собственно языка, математики и астрономии. Как можно понять из табличек того времени, окончивший эдуббу должен был владеть письмом, четырьмя арифметическими действиями, искусством певца и музыканта, ориентироваться в законах, знать ритуал совершения культовых действий. Он должен был уметь измерять поля, делить имущество, разбираться в тканях, металлах, растениях, понимать профессиональный язык жрецов, ремесленников, пастухов.
Возникшие в Шумере и Аккаде школы в виде «домов табличек» претерпели затем значительную эволюцию. Постепенно они становились как бы центрами просвещения. В то же самое время начала складываться особая литература, обслуживавшая школу. Первые, условно говоря, методические пособия — словари и хрестоматии — появились в Шумере за 3 тыс. лет до н.э. В них включались поучения, назидания, наставления, оформленные в виде клинописных табличек.
|
|
В период расцвета Вавилонского царства (1-я половина 2-го тысячелетия до н.э.) важную роль в деле образования и воспитания стали играть дворцовые и храмовые школы, которые обычно располагались в культовых зданиях — зиккуратах, где имелись и библиотеки, и помещения для занятий писцов. Такие, говоря современным языком, комплексы именовались «домами знаний». В Вавилонском царстве с распространением знаний и культуры в средних социальных группах появляются, по-видимому, учебные заведения нового типа, о чем свидетельствует появление на различных документах подписей торговцев и ремесленников.
Эдуббы получили особенно широкое распространение в Ассирийско-Нововавилонский период — в 1-м тысячелетии до н.э. В связи с развитием хозяйства, культуры, усилением процесса разделения труда в Древней Месопотамии наметилась специализация писцов, что отразилось и на характере обучения в школах. В содержание обучения стали включаться занятия, условно говоря, философией, литературой, историей, геометрией, правом, географией. В Ассирийско-Нововавилонский период появляются уже и школы для девушек из знатных семей, где обучали письму, религии, истории и счету.
Важно отметить, что в этот период создаются большие дворцовые библиотеки в Аишгуре и Ниппуре. Писцы собирали таблички на различные темы, о чем свидетельствует библиотека царя Ашшурбанипала (VI в. до н.э.), особое внима-
Школа и воспитание в Древнем Египте
ние стало уделяться обучению математике и способам лечения разных болезней.
Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к
3-му тысячелетию до н.э. Школа и
Школа и воспитание воспитание в эту эпоху должны
в Древнем Египте были формировать ребенка, подро-
стка, юношу в соответствии со сложившимся на протяжении тысячелетий идеалом человека: немногословного, умевшего терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы. В логике достижения такого идеала шло все обучение и воспитание.
|
|
В Древнем Египте, как и в других странах Древнего Востока, огромную роль играло семейное воспитание. Отношения между женщиной и мужчиной в семье строились на достаточно гуманной основе, о чем свидетельствует то, что мальчикам и девочкам уделялось равное внимание. Судя по древнеегипетским папирусам, египтяне уделяли заботе о детях много внимания, ибо, по их верованиям, именно дети могли дать родителям новую жизнь после совершения погребального обряда. Все это отражалось на характере воспитания и обучения в школах того времени. Дети должны были усвоить мысль о том, что праведная жизнь на земле опреде-мяст счастливое существование в загробном мире.
По убеждениям древних египтян, боги, взвешивая душу умершего, в качестве гири на чашу весов кладут «маат» — кодекс поведения: если жизнь умершего и «маат» уравновешивались, то покойный мог начать новую жизнь в загробном царстве. В духе подготовки к загробной жизни составлялись и поучения детям, которые должны были способство-пать формированию нравственности каждого египтянина. В них поучениях угверждалась и сама идея необходимости воспитания и обучения: «Подобен каменному идолу неуч, кого по обучал отец».
Использовавшиеся в Древнем Египте методы и приемы школьного воспитания и обучения соответствовали приня-11.1 м тогда идеалам человека. Ребенку надлежало прежде все-i о научиться слушать и слушаться. В ходу был афоризм: «По-(пушание — это наилучшее у человека». Учитель обычно обращался к ученику с такими словами: «Будь внимателен и < мушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я ц-бе». Наиболее эффективным способом достичь повиновения были физические наказания, которые считались есте-• 1 ш-иными и необходимыми. Девизом школы можно считать и мочение, записанное в одном из древних папирусов: «Дитя песет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услы-
26 Глава 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВАХ
шал». Абсолютный и безоговорочный авторитет отца и наставника был освящен в Древнем Египте многовековыми традициями. Тесно связан с этим и обычай передавать профессию по наследству — от отца к сыну. В одном из папирусов, к примеру, перечислены поколения зодчих, принадлежавших одной египетской семье. При всем консерватизме древнеегипетской цивилизации, как, впрочем, и других, в ее недрах можно обнаружить процессы, свидетельствующие о пересмотре идеалов личности, а с ними и целей воспитания. Из текста одного из древних папирусов, относящегося к 1 -му тысячелетию до н.э., можно обнаружить, что уже тогда наметились разные точки зрения относительно того, каким надлежит быть человеку. Неизвестный автор спорил с теми, кто отходил от традиционной приверженности семейного и школьного воспитания идеалу покорности: «Человек, живущий в вере, подобен растению, находящемуся в теплице». Эта мысль им подробно не раскрыта, но главное назначение всех форм школьного и семейного воспитания состояло в выработке у детей и подростков нравственных качеств, что пытались осуществлять преимущественно путем заучивания различного рода моральных наставлений, таких, как, например: «Лучше уповать на человеколюбие, нежели на золото в своем сундуке; лучше есть сухой хлеб и радоваться сердцем, чем быть богатым и познать печаль». Естественно, что понимание подобных сентенций в школе было весьма затруднено тем, что они были записаны иероглифами на архаичном, далеком от живой речи языке.
В общем, к 3-му тысячелетию до н.э. в Египте сложился некий институт «семейной школы»: чиновник, воин или жрец готовил своего сына к профессии, которой тот должен был посвятить себя в будущем. Позже в таких семьях стали появляться небольшие группы учеников со стороны.
Своего рода государственные школы в Древнем. Египте существовали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них детей с 5 лет. Сначала будущий писец должен был научиться красиво и правильно писать и читать иероглифы; затем — составлять деловые бумаги. В отдельных школах, кроме того, обучали математике, географии, учили астрономии, медицине, языкам других народов. Чтобы научиться читать, ученику следовало запомнить свыше 700 иероглифов, ряеть пользоваться беглым, упрощенным и классическим способами написания иероглифов, что само по себе требовало очень больших усилий. Вот что говорил один жрец своему ученику в этой связи: «Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью». В итоге таких занятий ученик должен был овладеть двумя стилями письма: де-
Шкала и воспитание в Древнем Египте
ловым — для светских нужд, а также уставным, на котором писали религиозные тексты.
В эпоху Древнего царства (3 тыс. лет до н.э.) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных. Но уже и в эту
эпоху в качестве материала для письма стали использовать папирус — бумагу, изготовленную из болотного растения того же названия. В дальнейшем папирус стал основным материалом для письма. У писцов и их учеников имелся своеобразный письменный прибор: чашка с водой, деревянная дощечка с углублениями для черной краски из сажи и красной краски из
Письмо под диктовку в древнеегипетской школе
охры, а также тростниковая палочка ддя письма. Почти весь текст писали черной краской. Красной краской пользовались для выделения отдельных фраз и обозначения пунктуации. Свитки папируса можно было использовать многократно путем смывания ранее написанного. Интересно заметить, что на школьных работах обыкновенно ставили время выполнения данного урока. Ученики переписывали тексты, которые содержали раз-мичные знания. На первоначальной стадии обучали прежде всего технике изображения иероглифов, не уделяя внимания ихзна-чепию. Позднее школьников обучали красноречию, которое (■читалось важнейшим качеством писцов: «Речь сильнее, чем оружие»; «Уста человека спасают его, но речь его может и погубить его» — говорилось в древнеегипетских папирусах.
I? некоторых древнеегипетских школах ученикам сообща-щк'ь и начатки математических знаний, которые могли понадобиться при строительстве каналов, храмов, пирамид, и о.) ".счете урожая, астрономических исчислений, которые in пользовались при прогнозировании разливов Нила и т.п. Имеете с этим обучали и элементам географии в сочетании с п-ометрией: ученик должен был уметь, например, начертить iiii.iii местности. Постепенно в школах Древнего Египта стала VI и пинаться специализация обучения. В эпоху Нового цар-i та (V в. до н.э.) в Египте появились школы, где готовили
28 Глава 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ
Воспитание и школа в Израильско-Иудейском царстве 29
врачевателей. К тому времени были накоплены знания и созданы учебные пособия по диагностике и лечению многих болезней. В документах той эпохи дается описание почти полусотни различных болезней.
В школах Древнего Египта дети учились с раннего утра до
позднего вечера. Попытки нарушить школьный режим беспо
щадно карались. Чтобы достичь успехов в учении, школьники
должны были пожертвовать всеми детскими и юношескими
радостями. Вот что говорится в одном из писем XIX династии,
где учитель наставляет нерадивого ученика: «О, пиши тщатель
но, не ленись, а не то ты будешь жестоко побит... Твоя рука
должна непрестанно опираться на науки, ни одного дня отды
ха не давай себе, а иначе тебя будут бить. У молодого человека
есть спина; он ощущает, когда его бьют. Хорошенько слушай,
что тебе говорят, ты извлечешь из этого пользу. Коз учат пля
сать, лошадей обуздывают, голубей заставляют стаиваться, яс
требов летать. Тебя не должно обременять напряжение духа,
книги не должны надоедать тебе, ты извлечешь из них пользу».
Должность писца считалась очень престижной. Отцы не очень
знатных семей считали для себя честью, если их сыновей при
нимали в школы писцов. Дети получали от отцов наставления,
смысл которых сводился к тому, что обучение в такой школе
обеспечит их на долгие годы, даст возможность разбогатеть и
занять высокое положение, приблизиться к родовой знати.
Воспитание и школа В ИСТ0РИИДР^них цивилизаций Во-
в Израильско- стока становление религиозного
Иудейском царстве принципа единобожия было реша-
ющим фактором в развитии культуры, что было связано с возникновением новых нравственных представлений. Многие дошедшие до нас источники свидетельствуют о трудностях при определении критериев Добра и Зла, с которыми сталкивались народы того времени. Многочисленные божества, которым поклонялись люди, как правило, были злыми, и их гнева следовало бояться. Духи добра помогали, но могли в любой момент сменить милость на гнев. Мистическое сознание людей подталкивало их к формальному жертвоприношению в виде откупа. Любой колдун брался решать сложные жизненные и хозяйственные проблемы. Покровительство языческих богов было слабым, а их множество вносило большие разногласия между людьми.
Уже некоторые египетские фараоны, стремясь упрочить свою власть, пытались установить единобожие. Так, фараон Эхнатон был за это предан забвению. Аналогичные явления наблюдались в Междуречье и в Персии. Впервые в истории установить единобожие удалось еврейскому народу.
Древние евреи были выходцами из семитских кочевых племен, поселившихся в Месопотамии во времена Шумера. Позже некоторые из этих племен перекочевали в Египет, где были порабощены египтянами. Именно в этот период, как гласит предание, иудейский бог Яхве заключил с этим угнетенным народом договор, и Моисей (Моше) был избран тем посредником, через которого Яхве говорил с еврейским народом. За свои благодеяния Яхве потребовал исполнения всеми его воли. В Ветхом завете описаны и чудесное спасение еврейского народа из рабства, и жестокая кара, выпавшая на долю поработителей, и мистические явления, и, возможно, реальные исторические события. Мистицизм и история практически неразделимы в древних источниках. Установить истинное происхождение десяти нравственных заповедей, якобы врученных Моисею на Синайской горе самим Яхве, вряд ли кто-нибудь возьмется. Но в данном случае это не важно. Важно то, что была прочерчена граница между Добром и Злом. Пусть условная, не совпадающая с современными представлениями, но четкая и понятная для людей того времени. Яхве не принимал жертв от грешников. Человека, убившего ближнего своего, следовало схватить даже около жертвенника и покарать смертью. Предполагалось не только исполнение каждым иудеем заповедей Яхве, но и вершение суда над ■[сми, кто их нарушает, — право судить и карать.
Вместе с единобожием в древнееврейской религии появилась еще одна особенность. Яхве считался властным над всеми народами и их богами, но избрал для попечительства только иудейский. Религиозное и национальное в самосознании иудеев стали неразрывно связаны между собой.
После бегства из Египта древнееврейские племена дошли до страны Ханаан (Палестина) и создали государство Израиль, от которого в 925 г. до н.э. отделилось самостоятельное i i.apcTBO Иудея. В 722 г. до н.э. ассирийский царь Саргон II разрушил Самарию — столицу Израиля, пленил израильский народ и увел в Ассирию значительную его часть. В итоге Израиль прекратил свое существование. В 586 г. до н.э. Навуходоносор II и хватил последний оплот иудеев — Иерусалим и увел пленников в Вавилонию.
По преданиям, именно в этот период произошло переосмысление иудеями своей судьбы. У них возобладала идея необ-х(>ди мости вымаливать прощение и свободу у всесильного Яхве. М i югочисленные пророки в этот период стали как бы учителя-мп своего народа. В 538 г. до н.э. иранский царь Кир II отпустил еврейский народ на свободу.
(голь сложные исторические перипетии, а также мисти-пичм сознания древних евреев отразились на их отношении к
3 0 Глава 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВАХ
воспитанию, которое можно охарактеризовать как религиозно-национальное явление, где оба начала были единым целым. Продолжение рода приобрело для этого народа особый духовный смысл, и школа стала почитаться наравне с храмом. Если поселение было мало и не было возможности построить школу, то дети учились в синагоге, молитвенном доме. Учитель, чаще всего проповедник, денег за свой труд не получал, так как считалось, что слова Библии, особенно Торы (Пятикнижия), даны народу Богом бесплатно, а значит, и передаваться детям тоже должны бесплатно. Уважение к учителю воспитывалось в семье задолго до поступления детей в школу. Древняя мудрость гласила: «Если ты увидел, что отец твой и учитель твой споткнулись одновременно, то первому руку подай учителю своему», хотя отец в семье почитался как абсолютный господин.
Воспитание в семьях иудеев хотя и носило деспотический характер, но и предполагало наставительные беседы с детьми, что предписывалось Торой.
Школьное воспитание и обучение чаще всего было трехступенчатым. Иудеи создали свою систему письменности, и на первой ступени обучения дети должны были овладеть начатками чтения и письма, сохранившегося в своей основе до наших дней, а также счетом. В начальной школе учитель и ученики сидели на полу, демонстрируя свое равенство перед Богом, когда же старшие дети получали возможность включаться в дискуссию, учитель садился на некоторое возвышение.
Тора и Талмуд — свод религиозно-этических и правовых догм иудаизма, а также толкование Торы — служили.главными предметами школьного изучения. Тору заучивали пдати наизусть, развивая память, которая считалась у древних иудеев важнейшим свойством ума. В процессе этих занятий дети учились рассуждать и излагать прочитанное и заученное. Третий этап обучения был связан с подготовкой к будущей профессиональной деятельности. Поскольку профессия чаще всего передавалась мальчику по наследству, отец выполнял и роль учителя.
Девочек также знакомили с Торой и письмом, но в меньшем объеме. Знания эти были необходимы для соблюдения строгих и сложных традиций при ведении домашнего хозяйства. Идеалом женщины считались мать и примерная жена. Содержание древнееврейского образования было весьма скудным с точки зрения овладения детьми практическими знаниями. Иудеи не строили пирамид и сложных оросительных систем, не занимались мореплаванием и вели замкнутый образ жизни, только в известной мере контролируя проходящие через их страну караванные пути между Ираном и
Воспитание и школа в Древнем Иране
Египтом. Легкость, с которой Иудея покорилась римлянам, говорит о том, что и в военном деле они не преуспели. По-видимому, причины этих явлений кроются в религии. Народ, избранный Богом, не должен смешиваться с другими народами. Это положение считалось важнейшей ценностью в древнееврейском воспитании. Чистота души, чистота крови, чистота пищи и чистота тела считались путями к спасению, а достижение этих идеалов являлось сутью всего древнееврейского воспитания, на что была ориентирована и деятельность школы. v
Переход к единобожию был важным шагом к рассмотрению категорий Добра и Зла, на чем формировались идеалы, лежавшие в основе взглядов на воспитание. Конечно, дохристианская мораль представляется сегодня чуждой современному европейцу. Принципы типа «око — за око» признаются сегодня аморальными, но в них уже проявились зародыши морали, отличавшиеся от первобытных табу. А следовательно, у иудейских воспитателей уже появился предмет для обсуждений с детьми, что было первым, пусть и небольшим, шагом к осознанию норм и принципов справедливости через воспитание.
После завоевания Иудеи Римом в VI в. до н.э. еврейский
парод расселился практически по всему свету, но элементы его
древней веры и традиций воспитания по сей день продолжают
сохраняться, и вокруг них ведутся многовековые дискуссии.
Воспитание и школа Древний Иран - это страна, кото-
в Древнем Иране рую населял °ДИН из самых загадоч-
ных народов Земли — арийцы. Индусы, немцы, кельты, италийцы, греки, прибалты, некоторые славянские народности находятся в историческом родстве с арийцами, следы которых обнаружены не только в Западной Европе, но и в Гималаях, и в Монголии, и на Урале. I IjicMcua древних персов были в I в. до н.э. ближневосточной ветвью арийцев и объединялись верой, ведущей свое начало, возможно, от индийских Вед, ставшей впоследствии основой идя многих самостоятельных верований. Зороастризм — это еще один из примеров единобожия. Здесь поклонение главному богу Ахурмазде, олицетворяющему Добро в извечной борьбе Добра и Зла, наложило отпечаток и на характер воспитания.
I? Авесте — пророчествах Заратуштры, по мнению современных историков, содержатся элементы, вошедшие позднее и чилийскую и римскую культуры. Многие положения Авесты перекликаются и с Торой, и с Библией, и с Кораном. В Древнем Иране, откуда был родом Заратуштра, возникли своеобразные представления о ценностях человека, его душе и ее соотношении с телом.
32 Глава 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВАХ
Так, Заратуштра утверждал, что человек подобен Богу, а душа его — это часть Божьей силы. Смысл жизни состоит в реализации данной Богом силы для борьбы со злом — злыми духами (дэвами), которые живут в самом человеке в виде смерти, бесплодия, лживости, лени, зависти, лицемерия, и установлении царства Добра. Это делало религию иранцев хотя и абстрактной, но с сильно развитым этическим началом.
Семейное воспитание у древних иранцев, как и у других восточных народов, было весьма строгим. До семилетнего возраста ребенку позволялось все, никаких запретов не существовало, но по истечении этого срока он имел право ослушаться только три раза, на четвертый раз его ждала смертная казнь. Такая жестокость, по-видимому, являлась обратной стороной идеи чистоты. Ребенок, не способный усвоить с трех раз требование повиноваться, считался неполноценным, «нечистым», а все нечистое являлось порождением царства Зла и должно было быть «очищено».
Важным средством воспитания в семье у древних иранцев считалось приучение детей к выполнению многочисленных обрядов, сопровождавших всю жизнь людей того времени. Одновременно родители должны были разъяснять детям основы религии, в которых большое место занимали вопросы нравственности.
Обучение мальчиков в школах начиналось в возрасте 7 лет. Главным источником первоначальных знаний являлась Авеста, собрание священных книг, написанная особым авестийским письмом. Ученики писали на глиняных черепках и по сырой глине, используя технику письма, сходную с вавилонской. По окончании школы они имели возможность получить специальную военную или чиновничью подготовку, а часть — освоить профессию жреца. Будущий чиновник должен был освоить не только грамоту, но и научиться быть умеренным в жизни, спокойным и покорным. Ученикам нередко приходилось спать прямо на земле возле школ и не всегда получать пищу. Воспитание будущих воинов было еще более суровым. Тяжелые упражнения разного вида должны были сделать дух будущего воина непоколебимым, а тело — выносливым и быстрым.
Воспитание и школа История Древней Индии условно
в Древней Индии распадается на два периода: дравид-
" - ' " J ""• ско-арийский — до VI в. до н.э. и
буддистский — с VI в. до н.э. Особенность индийской культуры состояла в ее замкнутости, поэтому целесообразно рассматривать проблемы развития школы и педагогических идей в Древней и средневековой (имеется в виду период европей-
Воспитание и школа в Древней Индии 33
ского средневековья) Индии, вплоть до момента ее колонизации Британией в XVIII в., в единстве.
Культура дравидских племен — коренного населения Индии до первой половины 2-го тысячелетия до н.э. — приближалась к уровню культуры ранних государств Междуречья, вследствие чего воспитание и обучение детей носило семей-но-школьный характер, причем роль семьи была главенствующей. Школы в долине реки Инда появились предположительно еще в доарийский период в 3—2-м тысячелетиях до н.э. и по своему характеру были похожи, как можно предположить, на школы Древней Месопотамии. Более тысячи печатей с надписями своеобразным письмом, глиняные чернильницы для письма на пальмовых листьях — вот и все, что сохранилось в качестве памятников культуры и образования от тех времен. Во 2—1-м тысячелетиях до н.э. на территорию Индии вторглись арийские племена из Древней Персии. Отношения между основным населением и завоевателями-ариями породили строй, позднее получивший название кастового: все население Древней Индии стало разделяться на четыре касты. Потомки ариев составляли три высшие касты: брахманов (жрецов), кшатриев (воинов) и вайшьи (крестьян-общинников, ремесленников, торговцев). Четвертой — низшей — кастой являлись шудры (наемные работники, слуги, рабы). Наибольшими привилегиями пользовалась каста брахманов. Кшатрии, будучи профессиональными военными, участвовали в походах и сражениях, а в мирное время находились на содержании государства. Вайшьи относились к трудовой части населения. I Пудры не имели никаких прав.
В соответствии с этим социальным делением и воспита-пие и обучение детей основывалось на идее, согласно которой каждый человек должен развивать свои нравственные, физические и умственные качества, чтобы стать полноправным членом своей касты. У брахманов ведущими качествами иичности считались праведность и чистота помыслов, у кшатриев — мужество и смелость, у вайшьи — трудолюбие и терпение, у шудры — покорность и безропотность.
Главными целями воспитания детей высших каст в Древней Индии к середине 1-го тысячелетия до н.э. были: физическое развитие — закаливание, умение управлять своим те-ном; умственное развитие — ясность ума и разумность повеления; духовное развитие — способность к самопознанию. (читалось, что человек рожден для исполненной счастья ж и и I и. У детей высших каст восп итывали такие качества, как чюбовь к природе, чувство прекрасного, самодисциплина, (амообладание, сдержанность. Идеалом нравственного пове-
ц<м
34 Глава 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВАХ
Воспитание и школа в Древней Индии
дения считались содействие общему благу, отказ от поступков, которые идут во вред такому благу. Образцы воспитания черпались прежде всего в сказаниях о Кришне — божественном и мудром царе — воине и пастухе. В этих сказаниях дано подробное описание семейно-общественного воспитания в Древней Индии.
Эпический Кришна воспитывался первоначально среди ровесников в совместных играх и труде. Позднее родители отдали его в учение мудрому брахману. Здесь он вместе с соучениками изучал Веды и по истечении шестидесяти четырех дней должен был овладеть разнообразными искусствами и умениями — «всей людской ученостью».
Идеал древнеиндийского воспитания раскрыт в образе царевича Рамы — одного из героев «Махабхараты» — эпоса народов Индии. Для индусов Рама являлся образцом совершенного человека, эталоном высшей воспитанности. Вот каким представлялся им Рама: «Никто не мог сравниться с царевичем в силе и отваге, и всех превзошел Рама ученостью, и воспитанием, и мудрым разумением. Исполненный добродетелей, он никогда не кичился и не выискивал пороков у других. Чистый душою, он был приветлив и кроток в обращении, незлобен и прямодушен, почтителен со старшими. Постоянно в часы отдыха он упражнялся в воинском искусстве, вел полезные беседы с умудренными возрастом, наукою и опытом мужами. Он знал Веды, законы и обычаи, был красноречив и рассудителен и никогда не уклонялся с пути долга».
Образцом древнеиндийской наставительной литературы можно считать «Бхагавадгиту» — памятник религиозно-философской мысли Древней Индии, содержащий философскую основу индуизма (середина 1-го тысячелетия до н.э.), была не только священной, но и учебной книгой, написанной в форме беседы ученика с мудрым учителем. В образе учителя здесь предстает сам Кришна, в образе ученика — царский сын Арджуна, который, попадая в затруднительные жизненные ситуации, искал совета у учителя и, получая разъяснения, поднимался на новый уровень познания и совершения поступков. Обучение должно было строиться в форме вопросов и ответов: сначала сообщение нового знания в целостном виде, затем рассмотрение его с различных сторон. При этом раскрытие отвлеченных понятий сочеталось с приведением конкретных примеров.
Суть обучения, как следует из «Бхагавадгиты», заключалась в том, чтобы перед учеником последовательно стави ■ лись постепенно усложнявшиеся задачи конкретного содс|)
жания, решение которых должно было вести к нахождению истины. Процесс обучения образно сравнивался со сражением, побеждая в котором ученик поднимался к совершенству. К середине 1-го тысячелетия до н.э. в Индии сложилась определенная воспитательная традиция. Первая ступень воспитания и обучения была прерогативой семьи, систематического обучения здесь, естественно, не предусматривалось. Для представителей трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые — «упанаяма». Не прошедшие этот ритуал презирались обществом; они лишались права иметь супругом представителя своей касты, получать дальнейшее образование. Порядок обучения у специалиста-учителя во многом строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи учителя, и помимо овладения срамотой и обязательными для того времени знаниями он ус нашил правила поведения в семье. Сроки «упанаямы» и со-111 |) ж а н 11 с дал ьнейшего образования не были одинаковыми для представителей трех высших каст. Для брахманов «упанаяма» нпчипалась в 8-летнем возрасте, кшатриев — в 11-летнем, найми.и н 12-летнем.
11ииболее широкой была программа образования у брахма-
... t, шпития для них состояли в усвоении традиционного по
нимания Нед, овладении навыками чтения и письма. У кшат-
|чп и и вайшья обучались по сходной, но несколько сокра-
и|| мной программе. Кроме того, дети кшатриев приобретали
III ниш и навыки и военном искусстве, а дети вайшья — в
... м шпнйепю и ремеслах. Их образование могло продол-
лип,! и пи щи (.мм mi, ui'iv м следовали еще 3—4 года, в тече-
нир мннрыК учеши- и шпималнеь в цомс своего учителя прак-
,11 I., I..(1 ||(МППЫПН llllll
| j(,,,.,i,|,„,,,м и...........in к iii ii ми iiii|i,i и ina ни и можно считать за
пит | • i.............. Hllllillt i i hil Hi Mnoi lie ЮНОШИ И 3 ВЫС-
iii мин in.i. iiHiчи пннч iit.no своими познаниями
i i мнмып-, «достойный*) и участвовали в
... мири* увШ.1Ч мужей. Вблизи городов начали
.I.м in и i и iiiumi.ic net iii.ie школы, где вокруг гуру-
IMMI......... (транша. их верные ученики. Специальных
.и. ним ним ученных шпигий обычно не было; обучение
■... ист пи nihpi.iHiM иоадухе, поддеревьями. Основной
I i...ц hiiMihiu нпии in обучение была помощь учеников
nil. HI НИ НО ИНН 1ВУ
ll ИМИ и. (чти и in юрии древнеиндийского воспитания
iitii и и и 11 ренине I in тысячелетия до н.э., когда наме-
MiB I минные изменения в древнеиндийском обще-
. мм I.mm,!, i во шикповспием повой религии — буддиз-
3 6 Глава 2- ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВАХ
ма, идеи которой отразились и на воспитании. Буддийская традиция обучения имела своим истоком просветительскую и религиозную деятельность Будды (в Индии — Шакья-Муни) (623—544 до н.э.)- В религии буддизма он — существо, достигшее состояния высшего совершенства, выступавшее против монополизации религиозного культа брахманами и за уравнение каст в сфере религиозной жизни и воспитания. Он проповедовал непротивление злу и отказ от всех желаний, чему соответствовало понятие «нирвана». По преданию, свою просветительскую деятельность Будда начинал в «лесной школе» близ города Бенареса. Вокруг него, учителя-отшельника, собирались группы добровольных учеников, которым он проповедовал свое учение. Буддизм уделял особое внимание отдельной личности, подвергая сомнению незыблемость принципа неравенства каст и признавая равенство людей от рождения. Поэтому в буддийские общины принимались люди любой касты.
Согласно буддизму главной задачей воспитания было внутреннее совершенствование человека, душа которого должна быть избавлена от мирских страстей через самопознание и самосовершенствование. В процессе поиска знания буддисты различали стадии сосредоточенного внимательного усвоения и закрепления. Важнейшим его результатом считалось познание ранее не познанного.
В буддийский период стали складываться и новые представления о содержании образования. В обучении главное внимание уделялось грамматике санскрита, литературно обработанной форме древнеиндийского языка, ставшего в I в. до н.э. ведущим языком в Северной Индии. В этот период возник и древнейший индийский слоговой алфавит — брахми.
КIII в. до н.э. в Древней Индии уже выработались различные варианты алфавитно-слогового письма, что отразилось и на распространении грамотности. В буддийский период начальное обучение осуществлялось в религиозных «школах Вед» и в светских школах. Оба типа школ существовали автономно. Учитель в них занимался с каждым учеником отдельно. Содержание обучения в «школах Вед» (Веды — гимны религиозного содержания) отражало их кастовый характер и имело религиозную направленность. В светские школы учеников принимали независимо от кастовой и религиозной принадлежности, и обучение здесь носило практический характер. В содержание обучения в школах при монастырях входило изучение древних трактатов по философии, математике, медицине и пр.
В начале нашей эры в Индии начали изменяться взгляды на конечные задачи воспитания: оно должно было не только
Воспитание и школа в Древней Индии
помогать человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя, отвергать суетное и бренное, но и добиваться реальных результатов в жизни. Это привело к тому, что в школах при индуистских храмах помимо санскрита стали обучать чтению и письму на местных языках, а при брахманских храмах стала складываться двухступенчатая система образования: начальные шко-лы («толь») и школы полного образования («аграхар»). Последние были как бы сообществами ученых и их учеников. 11 рограмма обучения в «аграхар» в процессе их развития становилась постепенно менее абстрактной, учитывающей потребности практической жизни. Был расширен доступ к образованию детей из разных каст. В связи с этим здесь стали обучать в большем объеме элементам географии, математики, языкам; начали обучать врачеванию, ваянию, живописи и другим искусствам.
В Древней Индии постепенно сложился ряд крупных центров образования. Наибольшую известность среди них получи-ии школы, остатки которых были обнаружены археологами в ра и.липах близ города Бхуванешвар. Можно предположить, что приблизительно за пять столетий до новой эры на этой территории сложилось сообщество ученых, которые вместе i о своими учениками обсуждали философские вопросы, учащиеся получали сведения из медицины, искусства, астрономии, естествознания, торговли. Этот своего рода научно-учеб-iii.iil центр поддерживал связи с тогдашним цивилизованным миром: Китаем, Ближним и Средним Востоком.
Мс менее широкую известность как центры культуры и прем нгшепни приобрели школы при некоторых буддистских Миши lupux in MM in т пи нишей эры. II них учащиеся изучали шипит и Пу/пимм, мошку, Иглы, медицину, филологию, мини прими tu грпномию и другие науки.
Ib'ini.i к нюху европейского средневековья, в духовном им) m (mil п.(ролов Индии по прежнему важное место ипшмими идеи, которые оказали влияние на развитие мировой педагогической культуры.
i рецц различных религиозно-философских учений, в рамках которых формировались отдельные направления пе-ituioi из!■(кой мысли Индии, можно выделить три основных: Црмчмапизм, буддизм и исламизм, преобладавший в пери-ш| i релпевсковья. Вследствие этого в Индии сложились и ipn (in темы воспитания: брахманская, буддийская, мусульман! к ли Брахманская и буддийская системы постепенно i пплт I. и образовали так называемую индуистскую систему щи питания. Брахманизм, идеология которого основыва-
3 8 Глава 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВА}
лась на признании фатальной неизбежности кастового расслоения общества, освященного Богом, по-прежнему делил людей на брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшья (земледельцев, ремесленников) и шудры (слуг). Первые три касты провозглашались высшими, их дети по достижении юношеского возраста проходили свой обряд посвящения (второго рождения), что давало им право учиться дальше, постигать суть священных гимнов, создание которых относится еще к XI в. до н.э.
Сущность жизни с точки зрения брахманизма состояла в том, чтобы отречься от земного мира, познать высшую силу и приобрести бессмертие в «высшем мире»; смысл человеческого бытия определялся как «самопознание».
Из содержания ведических гимнов следует, что вначале богатые семьи держали дома людей, которые читали их детям гимны из Вед. В П—I вв. до н.э. стали открываться школы, доступные трем высшим кастам, где с 8 лет начинали обучаться брахманы, с 12 лет — кшатрии и вайшья.
Содержание образования в этих школах в основном носило религиозный характер, но вместе с тем отличалось известной разносторонностью: наряду с заучиванием Вед оно предполагало также изучение элементов математики, истории, этики, астрономии, грамматики, философии. Курс обучения предусматривал, кроме того, разнообразные физические упражнения. Обучение осуществлялось преимущественно в устной форме. Для брахманов оно длилось, как правило, 8 лет и состояло в заучивании гимнов и других религиозных текстов.
Ученик обычно жил в доме учителя-гуру, который личным примером воспитывал у него честность, верность вере, послушание родителям. Ученики должны были беспрекословно подчиняться своему гуру.
Общественный статус наставника — гуру был очень высоким. Ученик должен был почитать учителя больше, чем своих родителей. Профессия учителя-воспитателя считалась самой почетной в сравнении с другими профессиями.
Кастовая система построения общества на протяжении многих столетий приводила к ограничению доступа к образованию широких масс населения. Даже среди трех высших каст главенствующее положение занимала каста брахманов. Именно их дети готовились быть священнослужителями, которые выполняли и главные педагогические функции. Для кшатриев и вайшья изучение Вед не имело такого значения, как для брахманов, которые готовились к мистической трактовке ведических текстов и их разъяснению всем верующим.
Воспитание и школа в Древней Индии
Нужно обратить внимание на практическую направленность образования и воспитания детей из каст кшатриев и вайшья: в отличие от брахманского воспитания вайшья должен был научиться сеять и различать хорошие и плохие поля, он должен был быть знаком с измерением веса, площади, объема и т.п. Для того чтобы приобрести эти знания, вайшья наряду с сельским хозяйством знакомились с основами географии, изучали иностранные языки, а также получали опыт участия в торговых операциях. Начальные знания по своей профессии они приобретали обычно у своих родителей, помогая им в ведении хозяйства и торговле. Практические навыки в каждой касте передавались от родителей детям.
Начиная с VI в. до н.э. и до VIII в. н.э. господствующей в Индии была идеология буддизма. Буддийская система обра-ювания по сравнению с брахманской была более демократичной и не ориентировалась на кастовые различия. Она открывала доступ к образованию всем детям независимо от касты и пола.
I >уддизм расширил роль школ при монастырях, в которых
пеги обучались на протяжении 10—12 лет под руководством
Ьуддийских монахов. Здесь от учеников требовалось полное по-
i пушапис, в случае нарушения дисциплины ученика исключа-
III! из школы. Содержание воспитания было преимущественно
|н-1шп1о31 ю-философским; позднее было введено обучение грам
матике, лексике, медицине. Оценивая систему образования того
кроме ни, следует подчеркнуть, что образование было в основ
ном религиозным, с которым уживалось сообщение специаль
ный шаппй, Общепринятые догмы религии распространялись
но множеству кпншюи но всех слоях общества, достигая самых
ми инин При ж>м обрнюниние было всеобщим достоянием.
II жоху европейскою средневековья в Индии возникла и
н||\((И1 < in и ми мПри юн.шин мусульманская. По исламской
iс < >ними у м\-(уш.мпн Индии существовало два типа учеб
ны'; шводений мектебы и медресе. Обучение в мектебах
mi мш i, п.i и паках фарси и арабском, в медресе — только на
1|щГн ком МекгсОы создавались при мечетях и были анало-мгшы индуистским элементарным школам. Медресе были повышенными учебными заведениями, которые готовили мо-иоаых июлей к профессии учителя, священнослужителя, су-
ii.il, врача и т.п.
Оригинальные идеи по вопросам воспитания высказали (пни рагор из династии Великих Моголов Акбар (1542—1605) и i m ближайший сподвижник Абул Фазл Аллами, которые in и.hi (носи деятельности считали улучшение человечества, i |мм выступали против грубого деспотизма в семье, против
Глава 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВАХ
религиозного фанатизма и кастового деления. Отношения всех людей должны были, по их мнению, строиться разумно, основываясь на взаимном уважении.
В эпоху европейского средневековья центрами образования в Индии были в первую очередь Агра, Лахор, Фатихпур и др. Многие общеобразовательные школы создавались частными лицами: медресе шейха Ваджи Уддина в Гуджарате, медресе Маульви Алимуддина в Канаудже и др.
По религиозным обычаям, посещение любых учебных заведений для женщин было невозможно. Однако почти в каждой богатой семье содержались учителя для обучения девочек. Широкой известностью пользовалась школа для девочек, созданная Акбаром при его дворце.
Проникновение европейской цивилизации в XVII— XVIII вв. лишило Индию самостоятельности в плане экономического развития, но не лишило индийский народ самобытности и стремления беречь и развивать свою национальную культуру.
В общем, можно сказать, что воспитание и школа в Древней и средневековой Индии прошли длительный путь развития. Содержание школьного обучения становилось постепенно все более и более жизненным, доступным для усвоения, сохраняя при этом традиционный характер, что в известной степени сохранилось и до настоящего времени, если говорить о национальных школах Индии.
Школьное дело В основе воспитательно-образова-
и зарождение тельных традиций воспитания и
педагогической обучения детей в Древнем Китае,
мысли в Древнем как и в других странах Востока, ле-
и средневековом жал опыт семейного воспитания,
Китае уходивший истоками в первобыт-
ную эпоху. Всем было необходимо соблюдать многочисленные традиции, упорядочивавшие жизнь и дисциплинировавшие поведение каждого члена семьи. Так, нельзя было произносить бранные слова, совершать поступки, вредящие семье и старшим. В основе внутрисемейных отношений лежало уважение младшими старших, школьный наставник почитался как отец. Роль воспитателя и воспитания была в Древнем Китае чрезвычайно велика, а деятельность учителя-воспитателя считалась весьма почетной.
История китайской школы уходит своими корнями в глубокую древность. По преданиям, первые школы в Китае возникли в 3-м тысячелетии до н.э. Первые письменные свидетельства о существовании в Древнем Китае школ сохранились в различных надписях, относящихся к древнейшей эпохе
I |
Школьное дело в Древнем и средневековом Китае 41
Шан (Инь) (XVI-XI вв. до н.э.). В
>тих школах учились лишь дети сво
бодных и состоятельных людей. К
лгому времени уже существовала
иероглифическая письменность,
которой владели, как правило, так
называемые пишущие жрецы. Уме
ние пользоваться письменностью
] предавалось по наследству и край
не медленно распространялось в
обществе. Поначалу иероглифы вы
текали на черепашьих панцирях и
костях животных, а затем (в X—
IX ив. до н.э.) — на бронзовых со-
еудах. Далее, вплоть до начала но
ной эры, для письма использовали
1>нтепленный бамбук, связанный
и пмастины, а также шелк, на ко- Конфуций
mpi.ix писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки. ВIII в. до hi ii л к и бамбуковую палочку постепенно заменили тушь и поносимая кисточка. В началеII в. н.э. появляется бумага. Пос-I. п юбрстсния бумаги и туши обучение технике письма ста-но более легким делом. Еще раньше, в XIII—XII вв. до н.э., годержапие школьного обучения предусматривало овладе-мнг шестью искусствами: моралью, письмом, счетом, музы-i ой, стрельбой hi пука, верховой и упряжной ездой.
И VI и но и» н Древнем Китае сформировалось несколько финт офгких направлений, наиболее известными из который Оыни мшфупиши ню и даосизм, оказавших сильное вли-miiiip пи ранни не iienai отческой мысли и последующем.
II......... i..... пиtiielH nine ма развитие воспитания, обра-
HiHHHHii и HiHiiioi нч1 с кий мысли в Древнем Китае оказал кчнфуцнп <*i*il -I/'» но п i) И основе педагогических идей
I.... 11 v 1111 tt нет а ми трактовка им вопросов этики и основ уп-
рнм'н ним им удирстиом ()собое внимание он обращал на нрав-
i ищите самосовершенствование человека. Центральным
■ iriiioM ею учении был тезис о правильном воспитании
i....... И" метюм условии процветания государства. По Кон-
i|i 1....., прочность и жизненность общества покоятся на пра-
и... пом воспитании его членов, согласно их социальному
in,i v -I осударь должен быть государем, сановник — са-
inM.mil ом, отец отцом, сын — сыном». Правильное вос-
мншппе пилилось, по Конфуцию, главным фактором чело-
i in о существования. По мнению Конфуция, природное
Глава 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВА
Школьное дело в Древнем и средневековом Китае
в человеке — это материал, из которого при правильном воспитании можно создать идеальную личность. Впрочем, Конфуций не считал воспитание всесильным, поскольку возможности различных людей от природы неодинаковы. По природным задаткам Конфуций различал «сынов неба» — людей, которые обладают высшей врожденной мудростью и могут претендовать быть правителями; людей, овладевших знаниями посредством учения и способных стать «опорой государства»; и, наконец, чернь — людей, неспособных к трудному процессу постижения знаний. Конфуций наделял идеального человека, сформированного воспитанием, особо высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. Он высказывал идею разностороннего развития личности, отдавая при этом преимущество перед образованностью нравственному началу.
Его педагогические взгляды нашли отражение в книге «Беседы и суждения», содержащей по преданиям запись бесед Конфуция с учениками, которую учащиеся заучивали наизусть, начиная со II в. до н.э. Вот некоторые сентенции из этой книги, отражающие высокую оценку роли обучения: «учиться без пресыщения, просвещать без устали»; «учиться и время от времени повторять изученное, разве это не приятно?»; «учиться и не размышлять — напрасно терять время, размышлять и не учиться — губительно»; «если не можешь совершенствовать себя, то как же сможешь совершенствовать других людей?».
Обучение, по Конфуцию, должно было основываться на диалоге учителя с учеником, на классификации и сравнении фактов и явлений, на подражании образцам. В трактате «Книга обрядов», созданном последователями Конфуция, подробно изложены и его педагогические идеи. Школьное обучение признавалось необходимым в жизни человека: «Только начав учиться, узнаешь о собственном несовершенстве и получишь возможность самообразовываться»; «думай о том, чтобы с начала до конца постоянно пребывать в учении».
Учителю и его ученику предлагалось совершенствоваться одновременно: «Учитель и ученики растут вместе». В главе книги «Книга обрядов», озаглавленной «Об учении», изложены представления Конфуция о содержании школьного обучения, которое должно начинаться в возрасти 7—8 лет. После первого года ученик должен овладеть умением читать и обрести способность к учению; через 3 года необходимо выяснить, имеет ли ученик тяготение к учению, приятно ли ему общество товарищей; через 5 лет должны проверяться
широта знаний и привязанность к наставнику; через 7 лет ученик должен быть подготовлен к осмысленным рассуждениям; наконец, через 9 лет, при завершении обучения, учащемуся необходимо уметь делать самостоятельные умозаключения, «твердо стоять в науке».
В главе «Записка об учении» названной книги сформулирован ряд педагогических принципов: «если не пресекать дур-i юе, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть»; «когда благородный муж учит и наставляет, он ведет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает пути, но не доводит до конца»; «благородный муж в учении закаливается, совершенствуется, а отдыхая, приобретает знания в развлечениях»; «если учиться, когда время ушло, то, как ни старайся, не добьешься успеха»; «питай почтение к последова-клыюсти, постоянно служи своему долгу, и совершенство придет»; «кто утвердится в учении, а наставник станет ему родным... он будет получать наслаждение в обществе своих и жарищей»; «если учиться в одиночестве, не имея товарищей, кругозор будет ограничен, а познания скудны» и др.
И общем, конфуцианский подход к обучению заключен в 1-мкой формуле: согласие между учеником и учителем, легкость обучения, побуждение к самостоятельным размышлениям — вот что называется умелым руководством. Поэтому в Древнем Китае большое значение придавалось самостоятельности учащихся в овладении знаниями, а также умению учини я научить своих воспитанников самостоятельно ставить вопросы и находить их решения.
Конфуцианскую систему воспитания и образования развивали М>нц1ы (ок. 372—289 до н.э.) и Сюнъцзы (ок. 313 — ок. 238 до н.э.). Оба они имели много учеников. Мэнцзы выдвинул if 1ис о доброй природе человека и поэтому определи!! цель itocnmaiiuH k;ik формирование добрых людей, об-ИйДйЮщин высокими моральными качествами. Сюньцзы, на-oOopoi, выдвинул тезис о злой природе человека и отсюда ымачу воспитании видел в преодолении этого злого начала. И промессе воспитания и обучения он считал необходимым учитывать способности и индивидуальные особенности учеников. I lepy одного из последователей Конфуция и Мэнцзы, имя которого неизвестно, принадлежат «Заметки об учении» (ill к но н.э.), в которых дается описание школьной системы ною периода, говорится о необходимости умственного, мо-I' си.ною, тстетического и физического развития учащихся. И >юм трактате отмечалось, что в процессе воспитания и поучении надо учитывать возраст учащихся, идти от просто-i о к I ножному.
44 Глава 2. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВАХ
В период правления династии Хань (206 до н.э. — 220 н.э.), завершивший эпоху Древнего Китая, конфуцианство было объявлено официальной идеологией. В этот период образование в Китае получило достаточно широкое распространение. Престиж образованного человека заметно вырос, в результате чего сложился своеобразный культ образованности. Само школьное дело постепенно превращалось в неотъемлемую часть государственной политики. Именно в этот период возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей, что открывало путь к бюрократической карьере.
Уже во второй половине 1-го тысячелетия до н.э., в период недолгого правления династии Цинь (221—207 до н.э.), в Китае сложилось централизованное государство, в котором был проведен ряд реформ, в частности были осуществлены упрощение и унификация иероглифической письменности, что имело большое значение для распространения грамотности. Впервые в истории Китая была создана и централизованная система образования, которая состояла из правительственных и частных школ. С тех пор и вплоть до начала XX в. в Китае эти два типа традиционных учебных заведений продолжали сосуществовать.
Уже в период правления династии Хань в Китае получили развитие астрономия, математика и медицина, был изобретен ткацкий станок, началось производство бумаги, что имело большое значение для распространения грамотности и просвещения. В ту же эпоху стала формироваться трехступенчатая система школ, состоявшая из начальных, средних и высших учебных заведений. Последние создавались государственными властями для обучения детей из богатых семей. В каждой такой высшей школе обучалось до 300 человек. В основе содержания обучения лежали прежде всего учебные пособия, составленные Конфуцием: «Книга песен» («Ши») — о литературе; «Книга документов» («Шу») — о политике; «Книга обрядов и правил» («Ли») — об этике и правилах поведения; «Книга перемен» («И») — о философии; книга «Весна и осень» («Чунь Цю») — об истории; «Книга музыки» («Юэ») — о музыке, искусствах и физической культуре. Ученики получали довольно широкий круг преимущественно гуманитарных знаний, основу которых составляли древние китайские традиции, законы и документы.
Конфуцианство, ставшее официальной идеологией государства, утверждало божественность верховной власти, разделение людей на высших и низших. В основу жизниччбще-ства ставилось нравственное усовершенствование всех его членов и соблюдение всех предписанных этических норм. Эти
Школьное дело в Древнем и средневековом Китае
принципиальные ус