Психологический климат – объективно существующее явление. Он создается под влиянием двух факторов. Прежде всего, это социально-психологическая атмосфера общества в целом.
Второй фактор – микросоциальные условия: специфика функций данного коллектива относительно разделения труда в обществе, географические и климатические условия, степень изолированности коллектива от широкой социальной среды, его возрастной и половой состав.
Оба эти фактора и определяют то состояние коллектива, которое называют психологическим климатом. Под ним принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами. Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты.
|
|
В качестве основных характеристик психологического климата коллектива взрослых психологи выделяют следующие показатели:
- удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом труда, руководством.
- преобладающее настроение
- взаимопонимание и авторитетность руководителей и подчиненных
- степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении коллектива
- сплоченность
- сознательная дисциплина
- продуктивность работы
Неизмеримый вклад в разработку особенностей психологического климата детского коллектива внес А.С. Макаренко. Как известно, педагог не пользовался термином «психологический климат», а использовал такие понятия, как «стиль», «тон». Нормальным тоном коллектива он считал только мажорный тон. В качестве основных признаков мажорного тона А.С. Макаренко выдвигал следующие:
1. Проявление внутреннего уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию.
2. Единство коллектива, дружеское единение его членов.
3. Защищенность всех членов коллектива
4. Разумная и полезная активность всех членов коллектива
5. Умение быть сдержанным в движениях, словах.
Все многочисленные ситуации взаимодействия людей осуществляются через четыре основных способа взаимодействия: убеждение, заражение, подражание, внушение.
Убеждение – это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения.
Убеждение – это способ влияния на личность или группу, который затрагивает и рациональную и эмоциональную сферы личности. Процесс убеждения нередко представляет собой явную или скрытую дискуссию двух или нескольких лиц, цель которой состоит в достижении единства понимания и переживания, т.е. убеждении не может быть монологом, это обязательно диалогический процесс.
|
|
Подражание, как разновидность психологического заражения, направленно главным образом на воспроизведение индивидом определенных внешних черт поведения, манер, действий, поступков.
Известный отечественный психотерапевт В.Л. Леви выделяет внешнее и внутреннее подражание. При внутреннем подражании, считает он, логика чувств, и поведение другого человека ухватывается интуитивно. Внешнее проявление другого человека при внутреннем подражании ему, конечно, учитываются, но они кажутся естественными. Подражание сложным психическим особенностям осуществляется сразу, целиком. Ведь в общем с любым человеком мы воспринимаем и чувствуем гораздо больше, чем можем выразить. Не только голос, жесты и манеры, но и легкие обобщенные сгустки всего психического склада другого человека – все это откладывается в нас и неосознанно лепит образ.
Заражение – увлечь чем – нибудь, заставить других подражать себе в чем-либо.