Особенности организации и ведения налогового учета

Если существует обязанность вести налоговый учет, то неизбежно возникает вопрос — как? Ответ на этот далеко не праздный вопрос приходится искать всем без исключения вышепоименованным участникам налоговых правоотношений. Для этого необходимо самостоятельно принять ряд принципиально важных решений. Прежде всего — это выбор системы налогообложения, которая должна быть оптимальной с точки зрения финансовой нагрузки на бизнес. Второй не менее важный вопрос — организационный. Можно вести налоговый учет самостоятельно, можно принять на работу специалистов, можно, наконец, поручить ведение налогового учета специализированной организации.

Выбор системы налогообложения — один из самых волнующих вопросов начинающих предпринимателей. Это решение должно быть обдуманным, ведь именно от него зависит сколько налогов нужно платить и как часто придётся сдавать отчетность. В настоящее время в России действует пять налоговых режимов.

Общая система налогообложения

Если при регистрации вы не подавали заявление на применение спецрежима, то автоматически вас поставят на общую систему налогообложения. Этот налоговый режим не всегда выгоден, особенно на старте бизнеса. Организации должны в полном объеме вести бухучет, а предпринимателям нужно формировать непростую книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Вам придется платить все общие налоги и сдавать по ним отчетность:

1. налог на прибыль 20% с разницы между доходами и расходами или ИП платят НДФЛ 13%;

2. налог на имущество организаций, если у вас есть недвижимое имущество;

3. НДС чаще всего составляет 18% с проданных товаров или услуг и уменьшается на НДС, который вы платите своим поставщикам.

Чаще всего НДС является основной причиной, по которой выбирают общую систему налогообложения или, наоборот, отказываются от неё. НДС рассчитывается не самым тривиальным способом, вам придется содержать в строгом порядке все счета-фактуры и поквартально сдавать отчетность в налоговую инспекцию. Если вы не занимаетесь оптовой торговлей и среди ваших покупателей нет крупных фирм, которые работают с НДС, советуем обратить внимание на спецрежимы.

Упрощенная система налогообложения

Самая распространенная система налогообложения среди начинающих предпринимателей. Она удобна и выгодна тем, что вместо трех общих налогов вы будете платить всего один налог УСН. Налог необходимо перечислять государству 1 раз в квартал, а сдавать отчетность в налоговую всего раз в год.

Выбрав упрощенную систему, нужно выбрать один из двух объектов налогообложения (с чего вы будете платить налог):

1. доходы — установлена налоговая ставка 6%;

2. доходы минус расходы — налоговая ставка составляет от 5 до 15% в зависимости от региона, вида деятельности и размера полученного дохода от этого вида деятельности.

Чтобы выбрать эту систему налогообложения нужно подать уведомление в налоговую: в течение 30 дней после регистрации или до 31 декабря, чтобы применять УСН с начала следующего года. Для некоторых компаний установлены ограничения на применение УСН: закрытые виды деятельности, годовой доход превышает 64 млн, открыты филиалы и представительства, уставный капитал больше 25% состоит из вклада другой организации.

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Еще один налоговый режим, который упрощает жизнь. Но он применяется только по отдельным видам деятельности, которые попадают в список в Налоговом Кодексе. Самое привлекательное в этом режиме то, что сумма налога фиксированная и не зависит от ваших фактических доходов. Величина налога зависит от размерности вашего бизнеса: площади торгового зала, количества работников, количества транспортных средств — у каждого вида деятельности свой показатель.

Налог ЕНВД можно уменьшать на страховые взносы. Организации и ИП с сотрудниками могут снизить налог до половины за счет страховых взносов, которые заплатили за работников. А предприниматели без сотрудников могут уменьшить налог без ограничения на взносы, которые заплатили за себя.

Как применить ЕНВД?

Чтобы применять ЕНВД, нужно подать уведомление в налоговую в течение 5 дней с начала деятельности. Но прежде проверьте, что в вашем регионе введен этот налоговый режим. Помните, вмененный налог нельзя применять если доля другой организации больше 25% и если у вас больше 100 сотрудников.

Сдавать отчетность и платить вмененный налог нужно поквартально. Поскольку налогообложению ЕНВД подлежит конкретный вид деятельности, то по другим видам, которые не попадают под этот режим, применяется общая система налогообложения или УСН.

Патентная система налогообложения

Эту систему налогообложения могут применять исключительно индивидуальные предприниматели. Патентная система в чем-то похожа на ЕНВД: она тоже действует только для определенных видов деятельности и применяется наряду с общей системой налогообложения или УСН.

Основное преимущество патента в том, что вы не платите налог по итогам квартала и не подаёте отчет в налоговую. Вы просто покупаете патент на срок от 1 месяца до года и освобождаетесь от общения с налоговой по этому виду деятельности. Все что требуется — вовремя оплатить патент и вести отдельную книгу учета доходов. Стоимость патента зависит от потенциально возможного дохода, который устанавливают местные власти. Ваш фактический доход на неё не влияет и сумма патента не уменьшается на страховые взносы.

На применение патента есть ограничение по количеству сотрудников — не более 15 человек и годовой доход не должен превышать 60 млн рублей. Если вы решите применять этот налоговый режим, за 10 дней нужно обратиться в налоговую инспекцию с заявлением.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Очень похож на упрощенную систему налогообложения, но предназначен только для сельхозпроизводителей — для тех, кто самостоятельно выращивает, перерабатывает и продает сельскохозяйственную продукцию. Подробно на этом налоговом режиме останавливаться не будем.

Начинающие предприниматели редко применяют общую систему налогообложения из-за её налоговой нагрузки. Если вам неважно быть плательщиком НДС, советуем вам подать уведомление на применение УСН.

Как организуется система налогового учета?

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из законодательно установленного принципа - последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому.

Налоговый учет возможно организовать так:

1. Бухгалтерский учет фактов хозяйственной деятельности осуществляются в обычном порядке работники бухгалтерской службы, а налоговый учет – работники службы, специально созданной для этой цели. Однако здесь имеет место несколько отрицательных моментов: Во-первых, создание специальной налоговой службы в большинстве случаев приведет к росту общего числа работников, занимающихся учетом (как бухгалтерским, так и налоговым). Кроме того, не все организации могут позволить себе создание вышеуказанной службы. Во-вторых, по ряду операций будет дублирование учетных записей в обеих службах, поскольку показатели многих видов доходов и расходов, используемых при расчете налоговой базы, будут формироваться одинаково как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения. В-третьих, для руководителей организаций цель бухгалтерского учета значительно снизится, ибо информацию по налогообложению прибыли они будут получать не от бухгалтерии.

2. Налоговый учет ведется без разработки конкретных форм аналитических регистров, которые будут отличаться в разных организациях в зависимости от условий хозяйственной деятельности (организационно-правовой формы, предмета и региона деятельности, видов заключаемых договоров и др.).

Организация налогового учета на предприятии может осуществляться по трем вариантам:

1) обособленный учет - при таком способе организации налоговый учет ведется полностью независимо от бухгалтерского. Такая ситуация возможна в случае, когда в организации имеется возможность создать отдел налогового учета в рамках действующей бухгалтерии;

2) объединенный учет - этот способ предполагает ведение бухгалтерского учета по требованиям налогового. При этом методология налогового учета потребует обязательного отражения расходов на счетах рабочего плана счетов. Данный вариант экономически оправдан на небольших предприятиях, где определение налоговой базы для исчисления налога на прибыль не представляет особую трудность;

3) смешанный учет представляет промежуточный вариант, при применении которого часть учетной работы производится в традиционных регистрах бухгалтерского учета и отражается на счетах рабочего плана счетов, а регистры налогового учета используются для перегруппировки данных бухгалтерского учета в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль».

Таким образом, налоговый учет в этом случае дополняет бухгалтерский, составляя с ним единое целое. Существенным недостатком данного варианта является большая сложность и достаточно высокая вероятность возникновения ошибок.

Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Она утверждается приказом (распоряжением) руководителя. Изменения учетной политики допускаются в случае: изменения законодательства; изменения применяемых методов учета; если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности (в учетной политике необходимо отразить порядок их учета). Изменения, внесенные в учетную политику, должны применяться с начала нового налогового периода.

Учетная политика- это документ, аналогичный бухгалтерской учетной политике, но применяемый в целях налогообложения, сложнее составить из-за того, что каких-либо указаний и рекомендаций по его составлению нет. Поэтому бухгалтерам только и остается, что разрабатывать налоговую политику приблизительно так же, как и бухгалтерскую, но руководствуясь нормами налогового законодательства.

Налоговая политика, как и бухгалтерская, утверждается соответствующим приказом или распоряжением руководителя учреждения (организации) и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. При этом налоговая политика, принятая вновь созданным юридическим лицом, утверждается не позднее окончания первого налогового периода, а применяется со дня со­здания организации или учреждения.

Бухгалтеру нет необходимости каждый год утверждать учетную политику для целей налогообложения заново, достаточно внести изменения в действующий распорядительный документ. Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций или объектов налогообложения производится при изменении законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в налоговую политику при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах – не ранее чем с момента вступления в силу этих изменений.

В учётной политике для целей налогового учёта в зависимости от применяемой системы налогообложения могут рассматриваться следующие основные вопросы:

1. Метод признания доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль. В настоящее время Налоговым кодексом предусмотрены два метода:

1) метод начисления — доходы и расходы признаются в учёте по мере их возникновения, то есть в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от факта их оплаты;

2) кассовый метод — доходы и расходы признаются в учёте в день поступления или выбытия денежных средств в качестве оплаты по сделке. Этот метод в настоящее время в России применяется редко из-за возможности применения упрощённой системы налогообложения.

2. Метод определения стоимости материально-производственных запасов:

1) по стоимости единицы запасов (товара);

2) по средней стоимости;

3) по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).

3. Метод начисления амортизации основных средств и нематериальных активов:

1) линейный (равномерно в течение всего срока полезного использования);

2) нелинейный (сумма амортизации меняется ежемесячно, постепенно уменьшаясь).

4. Возможность формирования резервов, регулируя этим исчисление налога на прибыль:

1) резерв по сомнительным долгам;

2) резерв по гарантийному ремонту;

3) резерв по ремонту основных средств;

4) резерв на оплату отпусков и вознаграждений;

5) резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.

5. Метод исчисления налога на добавленную стоимость:

1) «по отгрузке» — по мере отгрузки и предъявления покупателю расчётных документов или поступления предоплаты;

2) «по оплате» — по мере поступления денежных средств за выполненные работы, оказанные услуги. Метод «по оплате» с 01.01.06 г в соответствии с законодательством РФ не применяется.

Принятая учетная политика для целей налогообложения должна обеспечить целостность системы налогового учета в организации и ее обособленных подразделениях.

В учетной политике для целей налогообложения рекомендуется закреплять только те элементы, которые нужны налогоплательщику для ведения хозяйственной деятельности. Нет необходимости включать способы налогового учета объектов, которые отсутствуют в организации, даже если они относятся к основной группе. При возникновении новых фактов хозяйственной деятельности порядок их учета организация отражает в дополнении к учетной политике для целей налогообложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: