double arrow

История и начала бухгалтерского учета

Практика ведения учета на российских предприятиях показала, что для успешного ведения бизнеса необходимо организовать три вида учета: финансовый, управленческий, налоговый. При этом базовым из них является финансовый учет. Его данные используются для проведения налоговых расчетов и для принятия управленческих решений.

Бухгалтерский учет — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях (движении денежных средств) путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учёта являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении, на основании которой становится возможным:

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации;

- выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения финансовой устойчивости организации;

- контроль соблюдения законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций;

- контроль целесообразности хозяйственных операций;

- контроль наличия и движения имущества и обязательств;

- контроль использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов;

- контроль соответствия деятельности утвержденным нормам, нормативам и сметам и др.

Бухгалтерский учёт тесно связан с налоговым и управленческим учётом

Управленческий учёт (Management Accounting) — упорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности фирмы, информации и показателей для управленческого звена компании (внутренних пользователей — менеджеров). Это процесс в рамках организации, который обеспечивает управленческий аппарат организации информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятельностью организации.

Управленческий учёт прежде всего создаётся для того чтобы оперативно принимать решения, связанные с деятельностью фирмы. Информация управленческого учёта собирается и используется (в зависимости потребности и разрешений) отделом маркетинга, отделом качества, производственным отделом, финансовым отделом и т.д. (при наличии таковых) и естественно бухгалтерией.

Налоговый учёт — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации. Четкая организация налогового учета позволяет избежать ошибок в налоговых расчетах.

Нормативные документы, в соответствии с которыми осуществляется ведение бухгалтерского учета и производится налогообложение юридических и физических лиц, имеют разный статус. Одни носят рекомендательный характер, другие – обязательны к применению. В зависимости от назначения и статуса различают следующие уровни нормативного регулирования. (см. рис. 1)

1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень

Рисунок 1 – Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности РФ

Одним из основных документов первого уровня, на которые должен опираться бухгалтер, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете»от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ (в ред. от 3 ноября 2006 г.) Этот Федеральный закон определяет правовые основы бухгалтерского учета, его принципы, организация, содержание, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять бухгалтерскую отчетность. Основным законодательным актом среди документов первого уровня, регулирующим вопросы, связанные с налогообложением, является Налоговый кодекс Российской Федерации. НК РФ совершенствует механизм правового регулирования налогообложения в условиях рыночной экономики, устанавливает все более четкие условия взимания налогов и иных обязательных платежей, реализует правовые меры по осуществлению налогово-бюджетного федерализма. К первому уровню также относят Постановления правительства, Указы президента, Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Трудовой кодекс, различные Федеральные законы и др., влияющие прямо или косвенно на организацию бухгалтерского учета и налогообложения в сфере предпринимательской деятельности.

К документам второго уровня в системе нормативного регулирования относят Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Они призваны конкретизировать Закон «О бухгалтерском учете» по каждому участку учета. Эти положения разработаны и продолжают совершенствоваться в связи с процессом проведения реформирования бухгалтерского учета и ориентацией на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). В ПБУ отражены основные особенности отечественной системы бухгалтерского учета. К настоящему времени разработано и введено в учетную практику 22 положения по бухгалтерскому учету.

В системе нормативного регулирования занимает промежуточное место между нормативными документами второго и третьего уровней План счетов бухгалтерского учета. План счетов - это схема регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов и субсчетов. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В инструкции приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов. На основании Плана счетов и Инструкции по его применению организации утверждают рабочий план счетовбухгалтерского учета, содержащий перечень синтетических и аналитических счетов , которые использует данное предприятие.

К документам третьего уровня относятся различные методические указания, инструкции, рекомендации, письма различных министерств иведомств , которые носят разъяснительный и рекомендательный характер по вопросам применения документов более высокого уровня. Документы этого уровня не имеют законодательной силы и, следовательно, не могут использоваться при решении споров в суде.

Четвертый уровень нормативного регулирования учета и налогообложения представлен внутренними локальными документами предприятия. Эти документы разрабатываются самой организацией и отражают особенности ее хозяйственной деятельности, учета и налогообложения. Главнейшим из них является Учетная политика организации. Различают учетную политику для целей бухгалтерского и для целей налогового учета.Этот документ утверждается приказом руководителя предприятия. Учетная политика для целей бухгалтерского учета должна содержать совокупность способов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, избранных организацией в соответствии с условиями хозяйствования. Учетная политика для целей налогообложения должна содержать выбранную совокупность способов определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения.

В соответствии с действующим нормативным законодательством и сложившейся практикой обычаев делового оборота коммерческой сферы деятельности, следует знать следующее.

Предприятия и организации (коллективная форма предпринимательства) могут находиться на общей системе налогообложения или применять специальные налоговые режимы ( УСН, ЕНВД, ЕСХН).

При применении общей системы налогообложения они ведут бухгалтерский учет и составляют бухгалтерскую финансовую отчетность, уплачивают налог на прибыль, налог на имущество организаций, НДС и подают по ним налоговые декларации (налоговая отчетность).

Если субъекты коллективной собственности используют специальные налоговые режимы, они не являются плательщиками налога на прибыль (исчисленного по результатам деятельности), налога на имущество организаций, НДС (кроме НДС уплачиваемого при ввозе товаров в Россию). Однако, в особых ситуациях, например, при получении дивидендов, необходимо уплатить налог на прибыль. Кроме того, если применяется упрощенная система налогообложения, закон не обязывает хозяйствующего субъекта вести бухгалтерский учет и, следовательно, предоставлять финансовую отчетность в налоговые органы. В этом случае учетные записи ведутся в «Книге учета доходов и расходов», по данным которой исчисляется и уплачивается единый налог. Но на практике возникают ситуации, когда законодатель ссылается на данные бухгалтерского учета, даже в этом случае. Поэтому многие предприятия и организации, применяющие УСН, ведут бухгалтерский учет в соответствии с правилами положений по бухгалтерскому учету (ПБУ).

Индивидуальные предприниматели, также как и организации, могут применять общую систему налогообложения или использовать специальные налоговые режимы ( УСН, ЕНВД, ЕСХН ).

Если индивидуальный предприниматель находится на общей системе налогообложения, он является плательщиком налога на доходы физических лиц (с доходов от предпринимательской деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности) и НДС. Индивидуальный предприниматель не ведет бухгалтерский учет в соответствии с правилами положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) и не сдает финансовую отчетность в налоговые органы. Им ведется «Книга учета доходов и расходов» и сдаются декларации по налогам.

При применении спецрежима, индивидуальный предприниматель не является плательщиком налога на доходы физических лиц (с доходов от предпринимательской деятельности), налога на имущество (в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности) и НДС (кроме НДС уплачиваемого при ввозе товаров в Россию). В этом случае он ведет «Книгу учета доходов и расходов», уплачивает единый налог по соответствующему спецрежиму и подает по нему декларацию в налоговый орган.

Остальные виды налогов начисляются и уплачиваются вне зависимости от применяемого режима налогообложения.

Построение системы налогообложения для каждого предприятия непосредственно связано с организацией бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет зародился в эпоху итальянского Возрождения. Изобретение двойной записи дало толчок для дальнейшего развития частного капитала. Система двойной записи появилась в XIII-XIV веках, и пользовались ею в некоторых торговых центрах Северной Италии. Самым первым счетным устройством был абак, который представлял собой доску с желобками. Каждый желоб представлял числа, а для арифметических действий использовались камни. В Древнем Риме соединялись две доски, образуя подобие книги (кодекс). Первым начал систематизировать учет францисканский монах Лука Почоли. Он создал свой великий труд "Трактат о счетах и записях" (1494 г.). В нем он раскрыл смысл учетных записей. В конце средневековья возникло слово "бухгалтер" (книговод). В России большой вклад в бухгалтерский учет внес Петр I. Для изучения бухгалтерского учета он посылал своих подданных за границу. Книги по коммерческому делу впервые были переведены при Петре I-м. В России бухгалтерский учет как наука получил свое развитие в 1-й половине XIX века. Его основоположники: Орлов, Ахметов, Лунский.


Сейчас читают про: