Организация предварительного контроля

Рисунок 7 - Классификация по величине объекта контроля

Рисунок 5 - Классификация налогового контроля по месту проведения

Рисунок 4 - Формы налогового контроля по времени проведения

По времени проведения налоговый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий контроль.

К предварительному контролю относится контроль за своевременной постановкой на учет налогоплательщиков и планирование выездных налоговых проверок.

К текущему или оперативному контролю, осуществляемому в налоговых органах на постоянной основе, относится камеральная налоговая проверка.

К последующему или периодическому контролю, проводимому с определенной периодичностью, относится выездная налоговая проверка.

Налоговая проверка - это одна из форм контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, проводимая специально уполномоченными государственными органами. Целью налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Налоговая проверка осуществляется в целях обнаружения, пресечения и устранения нарушений законодательства о налогах и сборах, а также их профилактики.

Статья 87 Налогового кодекса РФ предусматривает следующие виды налоговых проверок:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

Понятия вышеприведенных форм налогового контроля приводятся в соответствующих нормативных документах:

1. В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах в установленном порядке и в установленные сроки – Налоговый кодекс РФ, статьи 83-86.

2. Планирование выездных налоговых проверок состоит в определении перечня налогоплательщиков, в отношении которых должны быть проведены выездные налоговые проверки в предстоящем квартале, а также кадровых ресурсов, необходимых для ее проведения, в целях обеспечения оптимального выбора таких налогоплательщиков, проверка которых могла бы с наибольшей вероятностью выявить нарушения законодательства о налогах и сборах и обеспечить поступление в бюджет сумм доначисленных налогов, пени и налоговых санкций – Концепция.

3. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа – НК РФ, статья 88.

4. Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Выездная налоговая проверка осуществляется с выходом инспектора на объект контроля, где изучается полнота и правильность налоговой отчетности, производится ее сопоставление с данными первичных документов и отчетностью - статья 89 НК РФ.

Выездная налоговая проверка характеризуется более высокой объективностью изучения полноты и правильности налоговых расчётов, их сопоставлением с данными первичных документов, аналитическим и синтетическим учётом, отчётностью.

Следовательно, можно сказать, что по месту проведения, налоговые проверки классифицируются следующим образом (см. рисунок 5):

 
 


Как уже было сказано, камеральная проверка проводится непосредственно в налоговом органе, без выхода налогового инспектора на объект контроля в установленные сроки.

Выездная проверка осуществляется с выходом инспектора на объект контроля. В исключительных случаях, с разрешения руководителя налогового органа, выездная проверка может проводиться в налоговом органе: при отсутствии помещения для проверки на проверяемом объекте и т.п.

Налоговые проверки можно классифицировать и по другим признакам. На рисунке 6 приводится классификация проверок по характеру контрольных мероприятий. Причем необходимо отметить, что данная классификация применима только к выездным налоговым проверкам, так как камеральные проверки невозможно запланировать - они осуществляются по мере поступления налоговой отчетности в инспекцию и должны обеспечивать 100 % проверку отчетности.

 
 


Рисунок 6 - Классификация по характеру контрольных мероприятий

Плановая проверка проводится по плану, который разрабатывается на отчетный период (квартал) и утверждается руководителем налогового органа. Внеплановая проверка проводится вне плана и может быть проведена в следующих случаях:

а) по заданию вышестоящих налоговых органов;

б) по поручению правоохранительных органов;

в) по запросам других налоговых органов;

г) при наличии значительных нарушений;

д) по фактам сокрытия доходов и т. д.

К внеплановым проверкам может быть отнесена повторная проверка. Выездная налоговая проверка, осуществляемая в случае, связанном с реорганизацией или ликвидацией организации, а также в случае проверки вышестоящим налоговым органом нижестоящего налогового органа может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки.

Выездные налоговые проверки можно также классифицировать в зависимости от величины объекта контроля (см. рисунок 7).

 
 


Комплексная проверка – это проверка, которой охватываются вопросы правильности исчисления и уплаты всех видов налогов и сборов.

Тематическая проверка – это проверка, охватывающая вопросы правильности исчисления отдельных видов налогов и сборов, а также налогов по отдельным видам деятельности организации (например: проверка НДС, лицензирования и т.п.)

Экспресс – проверка – это проверка, проводимая по относительно узкому кругу вопросов финансово – хозяйственной деятельности организации за короткий временный период (например: проверка применения контрольно-кассовой техники и т.п.).

К экспресс - проверкам можно отнести следующие проверки, которые, строго говоря, не являются ни выездными, ни камеральными, но являются необходимыми для нормальной работы по сбору налогов:

- проверки, проводимые с целью установления места нахождения плательщика;

- проверки, проводимые с целью выявления случаев осуществления хозяйственной деятельности без постановки на учет в налоговом органе;

- проверки наличия и правильности применения специальных марок на алкогольную и табачную продукцию;

- проверка соблюдения правил операций с наличными деньгами и т.д.

В ходе проведения налоговых проверок должностными лицами налоговых органов применяются различные методы контроля. Применение указанных методов зависит от проверяющего и конкретных целей налоговой проверки.

При проведении проверок применяются документальные методы контроля и фактические методы контроля в зависимости от источников получения информации (см. рисунок 8).

 
 


Рисунок 8 - Классификация методов контроля по источникам данных

Документальные методы контроля основаны на изучении данных, содержащихся в первичных и других документах. Документальная проверка может проводиться как с выходом на предприятие, так и в налоговой инспекции.

Проверка документов производится следующими методами:

- формальная или визуальная проверка (правильность оформления документов);

- логическая проверка;

- арифметическая проверка;

- юридическая оценка (законность документа);

- встречная проверка;

- проверка соответствия данных первичных документов данным регистров и отчетов;

- экономический и финансовый анализ.

Для более полного и всестороннего изучения документов используются методы фактического контроля, то есть установление конкретных фактов в ходе проверки.

К методам фактического контроля относится:

- инвентаризация - Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке;

- осмотр (обследование) – НК РФ, ст. 92;

- экспертиза (привлечение специалиста) – НК РФ, ст. 95

Инвентаризация проводится с целью проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, а также для выяснения иных обстоятельств, имеющих значение для выполнения задач налоговой проверки.

Осмотр проводится должностным лицом налогового органа при выездной налоговой проверке в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки.

Экспертиза назначается при проведении выездных налоговых проверок в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

Проверка документов в ходе выездных налоговых проверок может проводиться двумя методами - сплошным и выборочным (см. рисунок 9). Выбор метода зависит от проверяющего, от объема проверяемых документов и от содержания документов.


Рисунок 9 – классификация по методу проверки документов

Сплошная проверка предполагает изучение всех первичных документов и записей (например: денежные операции).

Выборочная проверка документов предполагает проверку отдельных периодов в течении года или части документов, но за весь отчетный период.

Если в результате выборочной проверки установлены значительные нарушения, то проверка проводится сплошным методом.

В ходе проведения налогового контроля налоговые органы применяют различные методы и методику проверок. Например: анализ, синтез, дедукция, индукция, наблюдение, сравнение, аналогия и многие другие методы.

Контроль за полнотой и своевременностью учета налогоплательщиков. Ведение единого государственного реестра налогоплательщиков. Ответственность за нарушение срока постановки на налоговый учет, за уклонение от постановки на налоговый учет. Планирование выездных налоговых проверок.

Начальным этапом контрольно-проверочной работы налоговых органов является контроль за полнотой и своевременностью учета налогоплательщиков.

Полный и своевременный учет плательщиков – это основа для осуществления эффективного контроля.

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми связывается возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.

Согласно положениям части первой Налогового кодекса Российской Федерации, единый государственный реестр налогоплательщиков (далее ЕГРН) ведется на основании данных учета налогоплательщиков в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила ведения единого государственного реестра налогоплательщиков утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99г. № 266 «О порядке ведения единого государственного реестра налогоплательщиков».

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщика или плательщика сборов после их государственной регистрации.

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

С 1 июля 2002 года в соответствии с Законом № 129 –ФЗ от 8 августа 2001 года на налоговые органы возложена обязанность по государственной регистрации юридических лиц, а с 2004 года и государственная регистрация физических лиц.

В налоговый орган одновременно подается заявление о государственной регистрации и о постановке на учет в качестве налогоплательщика с приложением копий учредительных документов и других сведений (Приказ БГ–3–09/426 от 9.08.2002 г.).

Источником информации, включаемой в ЕГРН в налоговом органе по месту учета налогоплательщиков, налоговых агентов и физических лиц, являются сведения, содержащиеся в документах, поступающих в налоговые органы в установленном порядке в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Постановка налогоплательщика на учет производится налоговыми органами с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), кода причины постановки на учет (КПП – для юридических лиц) и вручением Свидетельства.

При осуществлении организацией деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения.

Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества или транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых соответствующими органами.

Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается:

1) для морских, речных и воздушных транспортных средств - место (порт) приписки или место нахождения (жительства) собственника имущества;

2) для других транспортных средств - место государственной регистрации или место нахождения (жительства) собственника имущества;

3) для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества;

Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой соответствующими органами либо на основании заявления физического лица.

Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет физического лица на основании заявления этого физического лица в течение пяти дней со дня получения указанного заявления налоговым органом и в тот же срок выдать ему свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать им свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Постановка на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения осуществляется на основании заявления с одновременным представлением в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения, документов, подтверждающих создание обособленного подразделения.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения в течение пяти дней со дня представления ими всех необходимых документов и в тот же срок выдать им уведомления о постановке на учет в налоговом органе.

Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет (снятие с учета) организации или физического лица по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, а также нотариусов, занимающихся частной практикой, и адвокатов по месту их жительства в течение пяти дней со дня поступления сведений от соответствующих органов.

В тот же срок налоговый орган обязан выдать или направить по почте свидетельство о постановке на учет (снятие с учета) или уведомление о постановке на учет (уведомление о снятии с учета).

Изменения в сведениях об организациях или индивидуальных предпринимателях подлежат учету налоговым органом по месту нахождения организации или по месту жительства индивидуального предпринимателя на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановка на учет налогоплательщика в налоговом органе по новому месту нахождения или новому месту жительства осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения или прежнему месту жительства налогоплательщика.

В случае ликвидации или реорганизации организации снятие их с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц.

В случае принятия организацией решения о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения снятие с учета организации по месту нахождения этого обособленного подразделения осуществляется налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 10 дней со дня подачи такого заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.

Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика.

Сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет в налоговом органе являются налоговой тайной.

Статья 85 Налогового кодекса возлагает обязанности по оперативному представ­лению налоговым органам важной для осуществления нало­гового контроля информации, в том числе сведений, необхо­димых для учета налогоплательщиков и формирования Еди­ного государственного реестра налогоплательщиков. Например:

1. Органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа.

2. Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта РФ сведения об адвокатах, внесенные в предшествующем месяце в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации.

3. Органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать о таких фактах в течение 10 дней после регистрации;

4. Органы, осуществляющие учет и регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, обязаны сообщать об имуществе и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации имущества;

5. Органы опеки и попечительства, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения обязаны сообщать об установлении опеки над физическими лицами и т.п. в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 5 дней со дня принятия соответствующего решения;

6. Органы, уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, обязаны сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее 5 дней со дня соответствующего нотариального удостоверения;

7. Органы, осуществляющие учет и регистрацию пользователей природными ресурсами обязаны сообщать о предоставлении прав на такое пользование в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации (выдачи лицензии, разрешения) природопользователя.

8. Органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина сведения:

- о фактах первичной выдачи или замены документа и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение пяти дней со дня выдачи нового документа;

- о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации в течение трех дней со дня его подачи.

9. Органы и организации, осуществляющие аккредитацию филиалов и представительств иностранных юридических лиц, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения об аккредитации (о лишении аккредитации) филиалов и представительств иностранных юридических лиц в течение 10 дней со дня аккредитации (лишения аккредитации).

Цель 85 статьи НК РФ - обеспечить бесперебойное и своевремен­ное поступление в налоговые органы необходимой для осу­ществления налогового контроля информации.

Налоговые органы в целях контроля за полнотой и своевременностью постановки на учет налогоплательщиков выполняют следующие мероприятия.

Периодически по согласованию производится сверка данных о зарегистрированных налогоплательщиках с органами государственной власти, с банками (об открытых счетах), органами статистики, внебюджетными фондами, органами федерального казначейства.

Одновременно, согласно статье 86 НК РФ банки имеют определенные обязанности, связанные с учетом налогоплательщиков.

Банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Банк обязан сообщить об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения в течение пяти дней со дня соответствующего открытия, закрытия или изменения реквизитов такого счета.

Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Данная информация может быть запрошена налоговым органом после вынесения решения о взыскании налога, а также в случае принятия решений о приостановлении операций по счетам организации (индивидуального предпринимателя).

При выявлении незарегистрированных плательщиков к ним применяются соответствующие финансовые санкции (Налоговый кодекс РФ статьи 116). Предусмотрена ответственность и банков (статья 118).

Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

1. Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей.

2. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке

1. Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

С передачей в налоговые органы функций по государственной регистрации юридических и физических лиц, нарушения в виде уклонения от постановки или несвоевременная постановка на учет, как нарушение, потеряли свою актуальность, т.к. регистрация производится одновременно. Гораздо чаще налоговые органы применяют санкции за несвоевременное уведомление налоговых органов об изменениях в учредительных документах, об образовании филиалов, о другой необходимой для налогового контроля информации.

Налоговые органы обязаны сами прини­мать меры к постановке на учет налогоплательщиков на основе имеющейся у них информации даже до подачи заявле­ний последними. Эта же информация позволяет налоговым органам требовать от налогоплательщиков выполнения всех обязанностей, связанных с налоговым учетом, и привлекать к ответственности за выявленные нарушения.

Все сведения о налогоплательщиках используются налоговыми органами для формирования Единого государственного реестра налогоплательщиков (базы данных о налогоплательщиках).

Собранная налоговыми органами или ставшая им доступной информация классифицируется как состав­ляющая налоговую тайну.

Современная система учета налогоплательщиков заключается в занесении сведений, поступающих от самих налогоплательщиков и из органов, осуществляющих регистрацию в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН) с применением специальных компьютерных программ.

То есть в ЕГРН включаются не только плательщики каких-либо налогов, но и потенциальные налогоплательщики, которые на данный момент не имеют обязанности по уплате каких-либо видов налогов, но возможно будут иметь их в последующем.

Этой программой государство предусматривает охватить все организации – юридические лица, их обособленные подразделения, имущество и транспортные средства, а также все население России, что исключит в дальнейшем необходимость проведения переписи населения.

В дальнейшем ИНН будет широко использоваться во всех финансовых операциях, совершаемых налогоплательщиком, а также для налогового администрирования и для организации налогового контроля.

По присвоенному налогоплательщику индивидуальному номеру и коду причины постановки можно определить на какой территории находится на контроле предприятие, в какой инспекции и по какой причине поставлено на учет. Особенно важно для осуществления контрольных функций определение подлинности ИНН с помощью контрольного числа.

Так как ведение ЕГРН с применением идентификационного номера налогоплательщика позволяет идентифицировать налогоплательщика, что приводит к «прозрачности» доходов и расходов налогоплательщиков, то это не позволяет недобросовестным налогоплательщикам уклоняться от уплаты налогов.

Таким образом, правильно организованный налоговый контроль основан на сборе максимально полной информации, умении проработать и проанализировать ее, выбрать тех налогоплательщиков, которые вызывают наибольшие сомнения в их добросовестности, и провести квалифицированную проверку таких налогоплательщиков.

Для повышения эффективности контрольной работы за учетом налогоплательщиков в Оренбуржье в июле 2006 года была создана Межрайонная ИФНС России №10 по Оренбургской области.

Инспекция осуществляет деятельность по государственной регистрации.

В данной специализированной инспекции – Едином регистрационном центре в городе Оренбурге впервые в России все виды регистрационных действий и отдельные функции по учету налогоплательщиков осуществляются для всех налогоплательщиков Оренбургской области.

В Центре созданы все условия для качественного обслуживания налогоплательщиков и оперативного оказания им информационных услуг: оборудовано 10 окон для приема документов, для разделения потоков посетителей используется автоматизированная система управления очередью. Всю информацию посетители получают непосредственно в операционном зале, где расположена справочно-сервисная служба.

На шестой день со дня подачи документов на регистрацию налогоплательщик вместе со свидетельством о регистрации и постановке на налоговый учет получает и документы о постановке на учет во внебюджетные фонды и в территориальном органе статистики.

Все это позволяет любому жителю Оренбуржья начать собственный бизнес в кратчайшие сроки.

Централизация работы по государственной регистрации позволяет усилить контроль за достоверностью представляемых документов и сведений, а также дает возможность уменьшить количество фирм-«однодневок».

К предварительному контролю также относится планирование выездных налоговых проверок.

В ходе осуществления своей деятельности налоговые органы ежеквартально разрабатывают план контрольной работы, в котором предусматривается проведение выездных налоговых проверок. Для определения количества и объектов проверок составляется план выездных налоговых проверок на предстоящий отчетный период.





Подборка статей по вашей теме: