Результатов освоения детьми программы музыкального воспитания
Период 2013-2014 уч. г.
Музыкальный руководитель
Торжкова В.Л.
Мониторинг результатов освоения детьми программы музыкального воспитания
Мониторинг музыкального воспитания детей осуществлялся с помощью анализа проведенной начальной и итоговой диагностики, которая проводилась путем наблюдения за детьми в процессе совместно-познавательной и свободно-игровой деятельности воспитанников.
Этапы работы:
1 этап диагностический: сбор информации по проблеме, проведение
диагностики, изучение и анализ исследований в данной области.
2 этап практический: проведение занятий, индивидуальная работа с
детьми по развитию творческих способностей, корректировка методов и
средств достижения поставленных задач.
3 этап обобщающий: итоговая диагностика творческих способностей
детей, оценка результатов.
Диагностика уровня развития музыкальных способностей проводилась 2 раза в год по следующим направлениям:
§ восприятие музыки
§ пение
§ музыкально-ритмические движения
§ чувство ритма
В диагностическом исследовании приняли участие всего 84 воспитанника:
2 младшая группа – 18 детей
средняя группа - 22 ребенка
старшая группа – 21 ребенок
подготовительная группа – 23 ребенка
Для достижения полученных результатов осуществлялась работа музыкального руководителя, предполагающая не только изучение практического программного материала, но и изучение теоретических основ музыкального развития детей дошкольного возраста.
Процедура оценки предполагает трехуровневый подход:
· если тот или иной показатель сформирован с превышением уровня развития детей данного возраста и соответственно творчески реализуется в деятельности ребенка, уровень «высокий» - «4»
· если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, уровень «соответствует возрасту» - «3»
· если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, уровень «средний» - «2»
Эти оценки отражают состояние нормы развития и освоения программы музыкального воспитания.
· если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной, ни в самостоятельной), уровень «низкий» - «1»
Для улучшения показателей «низкого уровня» развития музыкальных способностей детей была усилена индивидуальная педагогическая работа с каждым отстающим ребенком с учетом выявленных проблем.
После проведенной работы уровень детей с низкими показателями значительно уменьшился: начало года 11%, конец года 0%.
Рис.1 Общие показатели уровня развития музыкальных способностей детей октябрь 2013 г. и апрель 2014 г.
Анализ общих результатов данного обследования свидетельствует о том, что процентный показатель количества детей с высоким уровнем развития к концу учебного года увеличился по всем видам деятельности
(рис 1):
- на начало учебного года:
высокий 0 %, соответствует возрасту 35 %, средний 54 %, низкий 11 %
- на конец учебного года:
высокий 37 %, соответствует возрасту 49 %, средний 14 %, низкий 0 %.
Анализ результатов позволил выявить положительные тенденции в музыкальном воспитании детей.Они выражаются в том, что:
· дети стали более увлеченно слушать классическую музыку; значительно изменились особенности музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения;
· высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки стали более глубокими и содержательными;
· дети научились самостоятельно создавать пластические этюды и танцевальные композиции;
· находить яркие тембровые краски и инструментовать музыку с помощью детских музыкальных инструментов.
Таким образом, можно сделать выводы:
Преобладание показателей высокого уровня развития музыкальных способностей детей к концу года свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной музыкальной программы дошкольного образования.
Список используемой литературы:
1. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Москва МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2010
2. Журнал «Музыкальный руководитель» №5 2007г. С. Мерзлякова статья «Планирование и уровневая оценка музыкального развития детей дошкольного возраста» Москва Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2007