Занятия как форма организации музыкальной деятельности детей

Занятия —основная форма организации, в которой осуществ­ляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.

Занятия предполагают активную взаимную деятельность пе­дагога и детей.

Главная задача, стоящая перед педагогом на занятии,—выз­вать у ребят интерес к музыке и музыкальной деятельности, обо­гатить их чувства. При ее выполнении успешнее решаются и дру­гие задачи — развить музыкальные способности, сформировать основы вкуса, обучить детей необходимым умениям и навыкам, которые они смогут затем применить в самостоятельной деятель­ности в детском саду и семье.

Атмосфера эмоционального подъема, заинтересованность де­тей повышают результативность занятий. Для этого необходимо, чтобы педагог сам был увлечен своим трудом, владел профессио­нальным мастерством, был неравнодушен к тому, о чем он гово­рит, что и как исполняет детям.

Музыкальный репертуар, который звучит на занятиях, дол­жен соответствовать как художественным, так и педагогическим целям, исполняться с высоким профессионализмом, выразитель­но, ярко, доходчиво. Для того чтобы усилить впечатления от му­зыки, разъяснить ее эмоционально-образное содержание детям, педагогу нужно владеть интонационно богатой образной речью, хорошо знать своих воспитанников, методику работы во всех возрастных группах.
Чтобы добиться развивающего эффекта обучения на заняти­ях, следует использовать проблемные методы, активизирующие детей. Методы прямого воздействия (показ, разъяснение) -— наи­более легкий путь овладения каким-либо навыком, умением. Но для музыкального развития детей применять только эти методы недостаточно. Важно сочетать их с проблемными ситуациями, в которых ребенок сравнивает, сопоставляет, выбирает.
Степень контрастности предлагаемых для сравнения произве­дений может быть различной. Задания усложняются в зависимос­ти от уровня развития детей, их возраста. Широко применяются игровые приемы (выбрать из карточек одну, соответствующую характеру произведения; прореагировать сменой движений на изменение характера музыки и т. д.).

На музыкальном занятии недопустимы формальное заучива­ние репертуара, многократные, однообразные повторения, натас­кивание и муштра.

Полезно ставить перед детьми задачи, требующие активнос­ти, самостоятельности: выбрать инструмент, по тембру соответ­ствующий характеру музыки; сыграть на нем вместе с педагогом (исполнение пьесы на фортепиано); сравнить варианты движений под музыку и выбрать наиболее близкие ей; найти «свои», ориги­нальные движения.
Эффективности обучения способствуют все виды творческих заданий. Однако важно соблюдать их дозировку, следить за вне­шними эмоциональными проявлениями детей: чтобы они не пере­утомлялись, не перевозбуждались.
На занятиях решается одна из важнейших задач музыкального воспитания—развитие музыкальных способностей. Это происхо­дит в активной деятельности. Развитие эмоциональной отзывчивости детей на музыку должно быть в центре внимания педагога на протяжении всего занятия. Все виды музыкальной деятельности служат этой цели при условии ведущей роли восприятия музыки. В пении, игре на музыкальных инструментах у детей развивается звуковысотный слух, в музыкально-ритмических движениях, пе­нии, игре на музыкальных инструментах — чувство ритма. Музы­кально-дидактические игры, попевки и песенки из «Музыкального букваря» также помогают развитию музыкальных способностей.

Необходимо подчеркнуть, что формирование умений и навы­ков не является целью музыкального воспитания, а лишь сред­ством развития музыкальных способностей.

Уровень развития музыкальных способностей у дошкольников неодинаков. Все дети проявляют себя индивидуально: одни более активны, другие—менее. Есть дети способные, но стеснительные.
Вера ребенка в свои силы — необходимое условие успешного развития личности. Только если ребенок поверит, что у него по­лучится то, что ждет от него педагог, можно достигнуть положи­тельного результата. Поэтому так необходим индивидуально- дифференцированный подход к детям на занятиях.

Важно умело использовать коллективные, групповые и инди­видуальные задания, учитывая уровень каждого дошколь­ника. Задания должны быть разграничены по степени трудности: более развитый ребенок (группа детей) получает задание слож­нее, менее развитый—доступное ему, но обязательно развиваю­щее его способности. Каждому нужно подобрать задание по его силам, чтобы оно по возможности завершалось успехом.
Одобрение и поощрение успехов ребенка очень важно для осоз­нания им собственного «я», необходимого для продвижения впе­ред в развитии, в частности музыкальном.

Полезно побуждать детей к взаимообучению на занятиях и в самостоятельной деятельности, взаимопомощи при овладении определенными навыкам и (движения, игра на музыкальных инст­рументах). Это воспитывает в них доброжелательные отношения в общении, внимание друг к другу.

Музыкальные занятия могут быть вариативными в зависимос­ти от структуры, содержания, участия всех детей, подгрупп, вклю­чения всех или отдельных видов музыкальной деятельности и т. д.

Они проводятся индивидуально, по подгруппам и фронталь­но. В зависимости от содержания занятия бывают различных ви­дов: типовые, доминантные, тематические и комплексные.

Обучение детей на занятиях должно подкрепляться разнооб­разными впечатлениями от музыки, получаемыми в других фор­мах организации деятельности.

Следует всегда помнить, что одними усилиями музыкального руководителя на занятиях без поддержки воспитателей и родите­лей трудно добиться желаемых результатов в музыкальном раз­витии детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: