double arrow

Заключение


Мы рассмотрели пищеварительный тракт – эту длинную «змею» от самой «пасти» до «кончика ее хвоста». При этом мы обнаружили множество символов и, возможно, смогли найти собственный способ взаимодействия с ними. Несомненно, к сказанному можно добавить еще многое, но в любом случае, когда речь идет о символах, создать абсолютно полную и завершенную картину невозможно. Не найдется двух одинаковых язв желудка, и о каждой можно написать отдельную книгу. Нашей целью было побудить читателя изучить собственную историю болезни и сделать свои симптомы осознанными.

Если нам это удалось, можно считать, что цель достигнута. Язык символов, несмотря на всю его причудливость и кажущуюся замысловатость, часто оказывается весьма прямым и непосредственным. А наш разговорный язык подчас настолько честен, что может обидеть. Обида показывает, что человек в буквальном смысле задет за живое, ведь только прикосновение к больным местам может вызвать обиду и зацепить . Именно такие «обидные» вещи бывает сложно проглотить , и они застревают в горле . Однако иногда жизненно важно позволить задеть себя именно в таком месте, возможно, даже разделить свои чувства с близкими, чтобы выяснить, насколько правильно мы себя оцениваем. Слепота по отношению к своим теневым сторонам – вот самое большое препятствие на пути самопознания.




Мы старались сделать все главы этой книги законченными и самодостаточными в плане содержания. Этим объясняется некоторое «однообразие» повествования и множество повторений. Но все же в некоторых местах были допущены смысловые потери. Поэтому имеет смысл искать объяснение симптомов, соответствующих вашей истории болезни, в разных главах.

Ни одна книга не может в полной мере соответствовать индивидуальной картине болезни.

И ни одна книга не может заменить собой терапию, хотя бы потому, что при чтении вы не сможете уйти дальше понимания . Разумеется, оно необходимо, чтобы расшифровать симптомы. Но понимание – лишь первый шаг. Только осознанно проживая и реализуя собственные болезненные темы, можно по-настоящему принять описанные принципы.

В зависимости от тяжести болезни могут быть необходимыми дальнейшие, и, главное, более глубокие шаги. Для их осуществления имеет смысл воспользоваться помощью психотерапевта, который будет сопровождать вас при погружении в мир образов.

Во многих случаях собственный «внутренний врач» еще способен сам предпринять необходимые терапевтические меры – если только дать ему такой шанс. Одним из древнейших средств, вовлекающих в процесс исцеления и тело, и душу, и дух, является лечение голодом. В наше время, страдающее от множества болезней, такое лечение дает отдых всем трем сферам, в особенности же – органам пищеварения (на телесном уровне). Не зря все религии прибегали к голоданию, пытаясь наставить человека на путь истинный. Голодание «вышло из моды», но никакие другие «прогрессивные» методы не могут в полной мере его заменить. Осознанное голодание может стать одновременно упражнением, ритуалом, очищением тела и особой формой психотерапии. В нашей практике оно зарекомендовало себя как идеальный способ поддержания процесса самопознания. В качестве сопутствующего метода голодание используется также и в реинкарнационной терапии. Кроме того, нет лучшего средства, чтобы вывести на чистую воду проблемы пищеварения. «Цивилизованный» кишечник, который выдает что-то снизу, только когда испытывает давление сверху, реагирует на голод быстро и очень чутко. В качестве терапевтического средства, которое как никакое другое приближает человека к середине, оно одинаково ценно и при запорах, и при поносах, и при большинстве других симптомов[73].



Темой этой книги было поедание мира , или переваривание жизни . Если осознанно заострить внимание на этих процессах, можно сделать решающий шаг к новому началу – к осознанному и свободному пути в направлении исцеления.



Сделать этот шаг никогда не поздно. Это зависит от нас в большей степени, чем мы сами полагаем, – просто потому, что мы находимся в руках Божьих в большей степени, чем сами осознаем. Каждый должен решить для себя, хочет ли он идти по пути самопознания и осознанности. Симптомы собственного тела – это наиболее доступные импульсы, побуждающие нас раскрыться . Каждый симптом можно рассматривать как злую шутку судьбы или как важный «дорожный знак» на жизненном пути. Когда вы закончите читать эту книгу, ваша змея снова устремится к своему хвосту, чтобы вцепиться в него зубами. Но сможет ли она это сделать, зависит только от вас: станете ли вы снова бессмысленно бродить вокруг да около или же сможете придать движению смысл, и тогда круг замкнется .

Завершить книгу мы хотим отрывком из поэмы «Пророк» арабского поэта Халила Гибрана[74].

Есть люди, дающие мало из многого, что они имеют, – и дают они ради признания, и это скрытое желание отравляет их дары.

И есть те, кто имеет немногое и все отдает.

Это те, кто верит в жизнь и в полноту жизни, и их кошелек никогда не бывает пуст.

Есть те, кто отдает с радостью, и радость – их награда.

И есть те, кто отдает с болью, и боль – их крест.

А есть те, кто дает и не знает при этом боли: они дают не из-за радости и не из-за желания прослыть добродетельными;

Они дают, как в долине мирт источает свой аромат.

Их руками говорит Бог, и из их глаз Он улыбается на землю.

Хорошо давать, когда просят, но еще лучше давать, понимая без просьб;

Для дающего добровольно поиск того, кто примет дар, – радость большая, чем отдавание.

Есть ли что-то, что вы сохраните для себя?

Все, что у вас есть, придется однажды отдать;

Поэтому отдавайте сейчас, пока время для этого – ваше, а не ваших наследников.

Вы часто говорите: «Я дал бы, но только тому, кто этого заслуживает».

Деревья в вашем саду не говорят так, как и стада на ваших полях.

Они дают, чтобы жить, потому что сохранить – значит погибнуть.

Тот, кто достоин получить свои дни и ночи, несомненно, достоин и всех ваших даров.

И тот, кто заслужил пить из моря жизни, заслуживает и того, чтоб наполнить бокал из вашего ручья.

А какая заслуга больше, чем мужество и доверие, и братская любовь, которая заключена в принятии?


[1]Еще отчетливее это читается в определении ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения ООН), согласно которому, здоровье – это состояние, свободное от телесного, духовного и социального страдания. Вряд ли можно выразить в более сложной форме мысль о том, что все люди больны.

[2]Для носителей современной индустриальной культуры это понятие, оторванное от материального мира, столь же малопонятно, как математический символ бесконечности.

[3]Понятие полярности и тема «добра и зла» подробно рассмотрены в книге: Дальке Р., Детлефсен Т. Болезнь как путь. Значение и предназначение болезней. СПб: ИГ «Весь», 2008.

[4]Стоит заметить, что на протяжении веков, прошедших со времен Христа, симптомы чаще возникали не столько по причине страданий, сколько в связи со стремлением избегать «греховных» удовольствий.

[5]Выявить и помочь пациенту снять подсознательный запрет на удовольствия – такова одна из первостепенных задач психоанализа. Однако переориентация «на удовольствие» (удовлетворение материальных потребностей) приводит к тому, что теневой стороной становится страдание. Поэтому суть конфликтов остается практически неизменной: человек исключает из жизни либо удовольствия, либо страдание.

[6]Во время Тайной вечери Христос недвусмысленно называет дьявола господином этого мира.

[7]Согласно учению о сигнатурах, в природе существуют родственные взаимосвязи, основанные на общности признаков (сигнатур). Форма и цвет определенных растений (частей растений), живых существ (их органов) или минералов указывают на то, какие болезни с их помощью можно излечить (например, сердцевидные листья мелиссы можно использовать для лечения сердечных недугов).

[8]Один из центральных персонажей средневековых сказаний о Святом Граале. – Примеч. ред.

[9]Осирис (Усир ) – в древнеегипетской мифологии правитель загробного царства и одновременно символ вечного возрождения. Согласно преданию, Осирис был одним из четырех богов, правивших на Земле в изначальные времена. Но один из братьев – Сет, одержимый завистью, убил его и разрубил тело на части. Жена Осириса Изида собрала и похоронила тело, а сын Гор впоследствии оживил его. Однако Осирис не вернулся в мир живых, став верховным судьей в Царстве мертвых, что в представлении древних египтян было равноценно высшей власти. – Примеч. ред .

[10]Суть этого принципа такова: если нечто (предмет или явление) можно разделить на части, то в каждой из них отражается целое.

[11]Пояснить мысль автора можно на примере английского языка, выделив в слове individual (индивидуальный, особенный, личный, отдельный) значимые части (морфемы) – приставку in , которую можно истолковать как отрицание того, что выражено корнем слова, и сам корень – divid , отсылающий нас к таким словам, как divide (разделять, разъединять), dividend (делимое). – Примеч. ред.

[12]Знание изначальных принципов, безусловно, дает преимущества при рассмотрении символического значения болезни, но не является обязательным условием и единственным залогом успеха. Тем, кто желает глубже познакомиться с этой областью знаний, мы рекомендуем книгу N. Klein, R. Dahlke: Das senkrechte Weltbild. Symbolisches Denken in astrologischen Urprinzipien . München, 1988.

[13]От греч. oisein – нести и phagema – пища.

[14]Английское слово inflammation (воспламенение, воспаление) демонстрирует эту связь еще отчетливее.

[15]Очевидно, в данном случае речь идет не о разных уровнях (то есть отделах) пищеварительного тракта, а о разных уровнях восприятия проблемы. – Примеч. ред.

[16]Диафрагма (от греч. diaphragma – перегородка, граница) – мышечная перегородка, разделяющая полость грудной клетки и брюшную полость. – Примеч. ред.

[17]Словом «Махатма» (в переводе с санскрита – «Великая Душа») в Индии называют адептов самого высокого уровня. По определению Е. П. Блаватской, Махатма – «Возвышенное Существо, которое, достигнув совершенного овладения своими низшими принципами, живет не обремененное гнетом „плотского человека“» . – Примеч. ред.

[18]Откровение Святого Иоанна Богослова, гл. 3, ст. 15–16.

[19]В античной мифологии Гармония – дочь богини любви и мира Афродиты (Венеры) и бога войны Ареса (Марса).

[20]Термин «ахалазия» описывает неспособность гладкой мускулатуры расслабиться (от греч. chàlasis – расслабляться). В данном случае подразумевается спазм нижнего конца пищевода.

[21]От греч. kardiá – сердце, здесь – вход в желудок, и ste nosis – сужение. Этот симптом называют также кардиоспазмом .

[22]Этим термином в медицине обозначают нарушение пищевого поведения, характеризующееся хронической неспособностью утолить голод, насытиться.

[23]В терминологии К. Г. Юнга Анимус – олицетворение мужского начала в подсознании, Анима – женского.

[24]Рональд Лэнг (1927–1989) – видный британский психолог и психиатр. – Примеч. ред.

[25]Поздние фазы язвенной болезни могут протекать и на фоне пониженной кислотности.

[26]Находясь в жидком состоянии, и кислоты, и щелочи олицетворяют женскую стихию. Но внутри этой высшей категории кислоты образуют мужской полюс, противостоя женскому полюсу щелочей.

[27]На языке изначальных принципов речь шла бы о процессе с характером Плутона. Этот вид скрытой и завуалированной атаки, нацеленной на глубинное превращение, относится к средствам бога подземного мира Плутона.

[28]От греч. chole – желчь и a «rein – поднимать.

[29]От лат. viridis – зеленый и bilis – желчь.

[30]То же самое происходит после удара. Освобожденная в тканях кровь сначала окрашивает место удара в красный цвет, образуя кровоподтек. Но вскоре начинаются процессы разложения, и образуются типичные синяки (соответственно, голубого или синего цвета). Спустя еще некоторое время они становятся зелеными (билирубин превращается в биливердин). Заканчивается этот процесс образованием темных, почти черных пятен, которые постепенно светлеют и исчезают.

[31]От лат. humor – влага, сок, телесный сок.

[32]От лат. stercus – кал и bilis – желчь.

[33]От греч. mélas – черный и chole – желчь.

[34]От лат. sanguis – кровь.

[35]От греч. phle gma – медленно текущая слизь.

[36]Подробнее о связи между печенью и сознанием читайте в книге: Детлефсен Т., Дальке Р. Болезнь как путь. СПб.: ИГ «Весь», 2008. – Примеч. ред.

[37]Возникновение желтухи может быть также связано с поражением печени (например, при гепатите) или с нарушением обмена веществ (желтуха новорожденных).

[38]Об этом участке поджелудочной железы, связанном не столько с процессом пищеварения, сколько с обменом веществ, рассказано в книге: Детлефсен Т., Дальке Р. Болезнь как путь. СПб.: ИГ «Весь», 2008. – Примеч. ред.

[39]Подробное описание и толкование значения диабета изложено в книге: Детлефсен Т., Дальке Р. Болезнь как путь. СПб.: ИГ «Весь», 2008. – Примеч. ред.

[40]По аналогии с тремя основными векторами в физике и тремя гунами у индусов: Брахма – творческий принцип, Вишу – сохраняющий, Шива – разрушающий. Белок, обеспечивающий индивидуальность и творческое начало в жизни, можно сопоставить с творческим аспектом; углеводы, выступающие в качестве топлива, – с разрушающим; а жир, как стабилизирующий и изолирующий элемент, – с сохраняющим.

[41]См. Евангелие от Луки, гл. 19, ст. 11–28.

[42]В немецком фольклоре таким персонажем является дурень Ганс, в русском – Иванушка-дурачок. – Примеч. ред.

[43]От греч. a skesis – упражнение (телесное и духовное), образ жизни.

[44]Stevenson I. Reinkarnation. Der Mensch im Wandel von Tod und Wiedergeburt. 20 überzeugende und wissenschaftlich bewiesene Fu..lle . Freiburg, 1986.

[45]Аналогичным образом протекает «переваривание» в макрокосме Земли: сначала мертвые тела становятся землей, затем превращаются в жидкую нефть и, в конечном итоге, в природный газ.

[46]Сравните немецкое Angs – страх и латинское angustus – тесно. – Примеч. пер.

[47]Bornemann Ernest: Psychoanalyse des Geldes. Eine kritische Untersuchung psychoanalytischer Geldtheorien . Frankfurt, 1977.

[48]Там же. С. 13.

[49]Bornemann Ernest: Psychoanalyse des Geldes. Eine kritische Untersuchung psychoanalytischer Geldtheorien . Frankfurt, 1977. С. 40.

[50]Эозинофилы (эозинофильные гранулоциты ) – иммунные клетки организма, подвид гранулоцитарных лейкоцитов крови, способных играть как проаллергическую, так и защитную антиаллергическую роль. При аллергических процессах процентное содержание эозинофилов в крови увеличивается. – Примеч. ред.

[51]Это хорошо прослеживается во взаимоотношениях среди наркоманов. В этой среде почти невозможно провести границу между жертвой и преступником. В большинстве случаев эти две ипостаси соединены в одном лице.

[52]В патриархальных (отдающих главенство мужскому полюсу) культурах большее значение придают крови, а в культурах, основанных на матриархальных представлениях, – слизи.

[53]Кроме Плутона, в подземном царстве можно встретить Гекату и устрашающую индийскую богиню Кали.

[54]Злокачественное перерождение и проблематика anus praeter подробно рассматриваются в главе о раке кишечника.

[55]Обратное утверждение, однако, неверно: не каждая теневая манифестация проявляется в виде телесного симптома. Кроме внутренних врагов существуют еще и внешние.

[56]Признаем, что это сравнение не вполне корректно в том смысле, что отоларингологам намного проще справляться со своей задачей, поскольку область миндалин легко обозрима.

[57]От греч. antí – против и biotiko «s – относящийся к жизни.

[58]Бактерии встраивают молекулы пенициллина в свою оболочку. Эти молекулы настолько похожи на материал, необходимый бактериям для воспроизводства, что они не замечают обмана. Когда же новая бактерия сформировалась, молекула пенициллина «показывает свое истинное лицо», и микроорганизм погибает.

[59]В экстремальных ситуациях может дойти и до совершенно конкретных выстрелов в спину. Чрезвычайно большие потери среди офицерского состава во время войны во Вьетнаме объясняются, прежде всего, именно этим. Некоторые солдаты, вынужденные бороться за цели, которых не понимали, попадали в безвыходные и смертельно опасные ситуации. И тогда они поворачивали назад; а если это было невозможно, то пускали в ход оружие. Большинство солдат следовали за своими офицерами или даже опережали их. Такие солдаты, участвуя в бойне, выпускали пар «спереди», или же сдерживали его внутри себя. Последнее как раз и может привести к геморрою, и это еще одно из самых безобидных последствий.

[60]Подробно о проблематике соединительной ткани, варикозного расширения вен и тромбозов рассказано в книге: Dahlke R. Herz(ens)-Probleme. München, 1990.

[61]Экспансивный рост наблюдается и у доброкачественных опухолей. Но проникновение и образование метастаз им не свойственно.

[62]Однако остается открытым вопрос, «что было раньше»: название болезни или исследования на микроскопическом уровне, которые позволили увидеть описанную особенность раковых клеток.

[63]Тем не менее, в отношении некоторых форм рака, например, определенных разновидностей лейкемии, выдвигаются другие гипотезы – в частности, о вирусном происхождении заболевания.

[64]Заметим, что проникающие лучи не являются порождением современной ядерной физики; со времен «сотворения мира» они воздействуют на Землю в виде космического излучения.

[65]Слово «пациент» имеет латинское происхождение и в некоторых языках (в отличие от русского) еще не утратило своего исконного значения – «тот, кому приходится терпеть». Например, с английского patient переводится и как «пациент», и как «терпеливый», «упорный». – Примеч. ред.

[66]Эта связь еще отчетливее выступает в английском responsability , что дословно значит «способность отвечать» (the ability to respond).

[67]Есть и здоровая защита в сфере души. Закрыться от впечатлений, которые человек не может осилить (впечатлений, способных довести до психоза), – вполне разумно. Мы же имеем в виду боязливую инертность, тенденцию отвергать все новое, а также избегать старых проблем.

[68]Здесь возможно некоторое недопонимание, ведь открытость в нашем представлении имеет позитивную окраску, а замкнутость – негативную. Кроме того, открытость на высшем уровне соответствует конечной цели развития. Достигший просветления человек отличается безусловной открытостью ко всем аспектам жизни в духовно-душевном смысле, умея отстраняться и ограничивать себя на телесном уровне. Его «прозрачность» велика на всех уровнях, но ограничена на телесном. Хотя есть и множество свидетельств невероятной физической открытости таких людей.

[69]Большинству древних культур была знакома эта связь между областью бессознательного и материальным миром. Европейская мифология также подчеркивает взаимосвязь между понятием «бессознательное» и подземным миром, преисподней. Так, многие образы античного театра были ничем иным, как попыткой сделать внутренние процессы видимыми и доступными для обработки.

[70]Чтобы избежать недоразумений, подчеркнем, что ранняя диагностика в любом случае предпочтительнее поздней, но с профилактикой она не имеет ничего общего.

[71]Из всех растений омела больше всего похожа на опухоль. Это куст, который селится на других деревьях и разрастается во всех направлениях (не только вверх). Иногда размер этой «незваной гостьи» превосходит размер кроны растения-«хозяина». Но омела не является паразитом в истинном смысле слова – она не губит растение, на котором нашла приют. Поэтому ее сходство со злокачественной опухолью не так велико, скорее, ее можно считать олицетворением доброкачественного новообразования.

[72]Тем, кого интересует тема этой великой метаморфозы, мы рекомендуем обратиться к работам Элизабет Кюблер-Росс.

[73]Более подробную информацию о лечебном голодании вы найдете в книге: Дальке Р. Голодайте во благо. Комплексная программа голодания. СПб.: ИГ «Весь», 2008. – Примеч. ред.

[74]Халил Гибран (1883–1931) – арабский философ, поэт и художник, уроженец Ливана. – Примеч. ред.







Сейчас читают про: