Покровная изоляция 3 предохраняет корпусную от механических повреждений. Ее выполняют из стеклоленты толщиной 0,1 мм одним слоем в половину ширины или встык.
Под клин 5, на дно паза и между сторонами катушек, устанавливают изоляционные прокладки 4 из стеклопласта толщиной 0,5 мм. Зазор на укладку по ширине и высоте паза 0,2—0,3 мм. Пример заполнения паза якоря приведен в табл. 3.
Рис. 1. Паз и зубец якоря
Окончательное определение размеров паза по ширине bп и высоте hп позволяет уточнить величину индукции в зубце.
Шаги обмотки определяются по формулам:
а) по коллектору для простой петлевой обмотки
для простой волновой обмотки
б) по пазам
где ε — укорочение шага обмотки;
Таблица 4
Заполнение паза якоря
Наименование | Материал | Размеры, мм | Число слоев | Общая толщина, мм |
Проводник | Медь МГМ | 6,9/3,55 | 1/8 | 6,9/28,4 |
Витковая изоляция | Провод ПЭТВСД | 0,175/0,175 | 2/16 | 0,33/2,8 |
Корпусная изоляция | Стеклослюдинито- вая лента | 0,08/0,08 | 16/32 | 1,28/2,56 |
Фторопластовая лента | 0,025/0,025 | 4/8 | 0,1/0,2 | |
Покровная изоляция | Стеклолента | 0,1/0,1 | 2/4 | 0,2/0,4 |
Зазор на укладку | - | 0,24/0,14 | - | 0,24/0,14 |
Прокладки | Стеклопласт | -/0,5 | -/3 | -/1,5 |
Клин | Стеклопласт | -/5,0 | -/1 | -/5,0 |
Итого: bп/hп = 9,2/41
Примечание: в числителе — размеры по ширине паза, в знаменателе — по высоте паза.
в) по элементарным пазам для катушечного исполнения обмотки шаг и укорочение шага равны
y1= yпּu; ε1= εּu.
При простой петлевой обмотке должны быть предусмотрены уравнительные соединения для выравнивания магнитной несимметрии. Шаг уравнительных соединений
Число уравнительных соединений может быть равно числу коллекторных пластин К (полное число уравнительных соединений) или числу пазов Z. В тяговых двигателях на паз устанавливают обычно одно уравнительное соединение.
Длина и сечение уравнительного соединения равны соответственно
ly=2,4τ; qy=(0,25–0,35)q,
где q — сечение проводника обмотки якоря.
Длину провода обмотки якоря, уравнительных соединений, массу меди обмоток определить по [1, § 13-3, п. В]. Длина вылетов лобовых соединений обмотки якоря l’ в и l” в для разработки конструкции тягового двигателя может быть определена по рис. 2.
Рис. 2. Определение длины вылетов лобовых соединений обмотки якоря