Особенности личности и успешность профессиональной деятельности (на примере исследований специалистов водного транспорта)

Этот аспект исследований приобретает особое значение в тех случаях, когда деятельность протекает в условиях эмоционального стресса, обусловленного выраженной напряженностью трудового процесса и высокой ответственностью, поскольку поведенческие реакции при эмоциональной напряженности и реакции на угрозу определяются главным образом особенностями личности (Р. Лазарус, 1970).

С этой точки зрения представлялось целесообразным исследование зависимости между индивидуальными особенностями, выявляемыми с помощью методики многостороннего исследования личности, и успешностью деятельности специалистов водного транспорта. При этом речь шла не о профессиональном отборе, а только об изучении связи особенностей личности и качества психической адаптации, обусловливающей успешность деятельности.

Было проведено исследование ведущих специалистов морского флота-судоводителей и одной из ведущих профессий берегового обслуживания — диспетчеров судов (Ф. Б. Березин, Р. М. Калитина, Л. И. Лурье, Л. М. Мацевич, 1972).

У изучаемого контингента эмоциональная напряженность труда обусловлена, в частности, ответственностью за безопасность движения, сложностью навигационных
и метеорологических условий, особенностью режима работы (вахтенная служба) в связи с фактором «биологических часов».

Плавающему составу дополнительные психологические требования предъявляет неизбежное в условиях судна постоянное пребывание в рамках замкнутого коллек-тива, так как характер взаимодействия с другими индивидуумами в малых группах определяется личностными особенностями. Наконец, преимущественно индвидуаль-ные психологические особенности определяют поведение человека в экстремальных условиях аварийных ситуаций.

Суждение об особенностях личности испытуемых основывалось на результатах комплексного обследования, включавшего наряду с методикой многостороннего ис-
следования личности клиническое исследование и применение ряда психологических и физиологических методик. Успешность профессиональной деятельности судоводи-телей характеризовалась коэффициентом успешности (КУ), который представлял собой статистическую величину, включающую независимую оценку судоводителями друг друга, оценку судоводителей специалистами мореплавания (по методу независи-мых судей), скорость продвижения по службе, объективные данные отдела кадров и морской инспекции.

Различные по успешности группы судоводителей обнаруживали и существенные различия в особенностях личности, оцениваемых по усредненному профилю. Ус-
редненный профиль группы с наиболее высокой успешностью (средний КУ — 71) характеризовался особенностями, отражающими такие черты, как устойчивое чув-
ство ответственности, стабильность поведения, высокий уровень активности и стремление осуществлять руководство. Лица, входящие в эту группу, отличались
также решительностью, техничностью и умением хорошо контролировать свое поведение. Более низкая, но все же превышающая средний уровень успешность бы-
ла отмечена в группе, усредненный профиль которой отличался от описанного главным образом особенностями, отражающими меньший уровень активности и меньшую решительность при сохранении и даже усилении особенностей профиля, характеризующих высокий уровень ответственности и склонности тщательно продумывать различные варианты решения.

Успешность ниже среднего уровня отмечалась в группе лиц, усредненный профиль которых отражал снижение способности учитывать в своем поведении принятые нормы поведения, недостаточную реалистичность и склонность относить свои затруднения за счет некомпетентности или недобросовестных действий окружающих.
Эта последняя тенденция в усредненном профиле лиц наиболее низкой успешности сочетается с особенностями, отражающими склонность к эмоциональным колеба-
ниям, смене тревожности неоправданным оптимизмом, склонностью к уклонению от социальных контактов и социальных обязанностей.

Наибольший интерес с точки зрения психогигиены представляла оценка успешности деятельности тех судоводителей, у которых определенные особенности личности были акцентированы, поскольку можно было предполагать, что у акцентированных личностей зависимость успешности деятельности от личностных особенностей выявляется наиболее четко. Кроме того, в тех случаях, где акцентированные черты личности снижают эффективность деятельности, сложившаяся ситуация может приводить к нарушениям психической адаптации.

Наиболее высокий коэффициент успешности (66%) в данной выборке отмечался у лиц с такими особенностями профиля, которые свидетельствуют об акцентиро-
вании чувства ответственности, высокого уровня внутреннего стандарта и тревож-ности, что, возможно, обеспечивает состояние бдительности. Однако в тех случаях,
когда эти качества сочетались, с нарушением социальной адаптации, успешность деятельности резко падала (КУ —44).

Низкий уровень успешности профессиональной деятельности отмечался также у акцентированных личностей с ригидным мышлением, подозрительностью, тор-
пидностью эмоций, формированием недостаточно обоснованных, но трудно корригируемых точек зрения (КУ - 49) и у лиц, которым свойственно сочетание вы-
сокой активности и некоторой демонстративности поведения, приводящей к приня-тию быстрых решений (иногда с недооценкой сложности ситуации), с тревожной

мнительностью, обусловливающей возникновение последующих сомнений.

При исследовании диспетчеров речных и морских портов наиболее низкая успеш-ность деятельности отмечалась в группе, усредненный профиль которой отражал
такие черты, как стремление прежде всего произвести благоприятное впечатление на исследователя, недостаточную гибкость мышления и недостаточное умение изменять свою позицию в меняющейся ситуации.

Усредненный профиль группы, объединяющей диспетчеров со средней и высокой успешностью, характеризовался чертами, отражающими серьезность, высокий урове-нь ответственности, склонность к тщательному взвешиванию решений, готовность к внезапному осложнению ситуации.

У диспетчеров морских портов усредненный профиль группы с наиболее высокой успешностью характеризовался более высоким уровнем активности и социальных
контактов, наибольшей гибкостью, стремлением к руководству, основанному на своевременном получении информации.

Помимо этого, было проведено изучение с помощью методики многостороннего исследования личности динамики состояния судоводителей и других представите-
лей командного состава судна в начале и конце двухмесячного рейса и повторное исследование диспетчеров речных портов в начале навигации и в последующий
период. Судя по результатам исследования у большинства моряков в течение этого рейса не возникало каких-либо неблагоприятных психических изменений, а отме-
чалось сглаживание акцентированных характерологических черт и улучшение социальной адаптации. Аналогичные изменения наблюдались в процессе адаптации
к условиям навигации у диспетчеров речных портов. Полученные данные позволяют считать, что эта адаптация происходит главным образом за счет повышения актив-ности и снижения тревожности, по-видимому, до уровня, обеспечивающего устой-чивую деятельность.

Полученные данные подтверждают наличие связи между особенностями личности и успешностью профессиональной деятельности. Определенные аспекты этой связи, а также изменения актуального психического состояния в процессе адаптации к деятельности могут оцениваться с помощью применявшейся методики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: