Особенности личности и успешность деятельности студентов

Формирование специалиста в высшей школе включает в себя приобретение знаний и умений не только научно-технического характера. В этом периоде избирательно возникают интересы, ценности, установки, социальные навыки, необходимые представителю соответствующей профессии. Этот процесс становления личности специалиста представляет собой его социализацию, в которой принимает участие множество факторов, относящихся как к личностным признакам индивидуума, так и к социальной среде, где он развивается. Таким образом, изучение условий успешной подготовленности специалиста должно предусматривать возможно более широкий охват связанных с социализацией моментов.

Методика многостороннего исследования личности позволяет изучать один из аспектов проблемы применительно к условиям вуза, а именно связь успешности
обучения в нем с некоторыми личностными характеристиками.

В литературе, посвященной высшему образованию(в частности, медицинскому), имеются указания на существование связи успешности обучения с личностными характеристиками (Е. М. Апозина, И. А. Волкова, И. А. Дроздова, 1965; И. М. Орлик, Т. С. Некрасова,1966; Schofield, 1953; Knehr, Kohl, Liske е. a., 1964; Go-ugh, Hall, 1.964; Lief e. a., 1965; Rothman, Flowers, 1970, и др.).

Для установления возможных связей между некоторыми личностными особенностями и деятельностью с помощью методики многостороннего исследования личности были обследованы студенты различных факультетов медицинского института в течение первых трех лет обучения.

Для оценки успешности деятельности были взяты две крайние по академической успеваемости группы:
1) неуспевающие студенты — лица, отчисленные из института за академическую

задолженность, а также студенты, у которых средний сессионный балл был равен
2,3 без учета оценок, полученных при переэкзаменовках (т. е. имевших по крайней мере одну неудовлетворительную оценку в течение каждой сессии);

2) хорошо успевающие студенты — лица с отличной успеваемостью, а также студенты, имеющие в процессе 3-летнего обучения в вузе средний сессионный балл не ниже 4,6(т. е. имевшие более половины отличных оценок в течение каждой сессии).

Данные, полученные с помощью многосторонней методики исследования личности, были использованы для получения усредненных профилей личности, характеризующих группы хорошо успевающих и неуспевающих студентов. Усредненные профили личности хорошо успевающих и неуспевающих студентов представлены на рис. 28.

Усредненный профиль личности неуспевающих студентов отличался по форме от усредненного профиля личности хорошо успевающих студентов пиком на четвертой, седьмой и восьмой шкалах и отсутствием снижения на шестой шкале. Достоверные различия по этим шкалам свидетельствовали о том, что у неуспевающих студентов чаще встречались или были более выражены тревожно-мнительные черты характера, затруднения социальной адаптации, своеобразное отношение к общепринятым нормам поведения. Эти черты сочетались с ригидностью мышления, склонностью к образованию аффективно насыщенных и трудно корригируемых точек зрения, неред-ко возникающих без достаточного логического обоснования, что может определять трудность коррекции отмеченных нарушений социальной адаптации.

Различия между группами хорошо успевающих и неуспевающих студентов по шестой шкале, отражающей эти последние особенности, были высоко достоверны
(р<0,001). Неуспевающие студенты отличались от хорошо успевающих тенденцией к более высокому уровню общительности (нулевая шкала) и повышенным вниманием к состоянию своего здоровья (первая шкала). Кроме того, группы неуспевающих и хорошо успевающих студентов различались по шкале L (р<0,05).

Следует отметить, что среди лиц, отчисленных из института за первые 3 года обучения (главным образом в связи с академической задолженностью и по со-
стоянию здоровья), относительно чаще встречались студенты с психическими нарушениями (р<0,05) и психосоматическими заболеваниями (гипертоническая бо-
лезнь, язвенная болезнь) (Р<0,05), особенности психического состояния которых хорошо выявлялись с помощью методики многостороннего исследования личности. Наиболее высокую корреляцию с недостаточной успешностью обнаружили шкалы вторая, седьмая, восьмая, девятая. По-видимому, на успеваемость отрицательно влия-ют акцентирование депрессивных тенденций, тревожности, склонности переоценива-ть собственные возможности и недооценивать трудности, а также своеобразие мышления и эмоциональных реакций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: