Этапы реализации метода проекта

Информационные технологии в проектной деятельности


Учебно-методическое пособие

Проектная деятельность

Современный мир каждый год ставит перед выпускниками все новые и новые задачи, которые им приходиться решать. Школа должна «вооружить» новое поколение огромным багажом знаний, умений, навыков. Каждый преподаватель с помощью различных методик пытается пополнить этот багаж. На мой взгляд, одним из таких методов должна стать проектная деятельность.
Основное достижение учебного проекта заключается в предоставлении уча-щимся самостоятельности, которая им необходима для самоутверждения. Роль же преподавателя заключается в координировании, консультировании и оценки их действий.
В основе каждого учебного проекта лежит некая проблема, поиск способов решения которой и есть цель и задача учащихся. Проектное задание формулируется как необходимость достижения цели в определенных условиях.
Метод проекта применим в изучении материала всех дисциплин. Он реализует межпредметные связи. Пусть то, что учащиеся открывают или создают по мере разработки своих проектов, есть лишь упрощенное повторение уже созданного наукой, тем не менее это имеет важнейшее для них значение: учащиеся открывают новые факты и конструируют новые понятия, а не получают их в готовом виде от учителя или из учебников. В процессе поиска и размышлений они с неподдельной остротой переживают чувство первооткрывателей.
В курсе истории метод проектов я использовала в рамках программного материала на многих уроках. Избираемые темы должны быть значительными, интересными и усложняться в зависимости от возраста учащихся. Творческая деятельность в ходе проектной работы дает учащимся радость познания и общения, решая конкретную задачу коллективно.
Время уже показало эффективность проектной деятельности, так как, отка-завшись однажды, школа вновь возвращается к этой педагогической технологии. Разработанный еще в начале ХХ века, метод проекта стал особенно актуальным в современном информационном пространстве.

Этапы реализации метода проекта

Прежде чем начнется работа над проектом, руководитель проекта должен ответить на ряд вопросов:
1. Для чего создается данный проект? Чем вызвана необходимость его создания? Существует ли на самом деле потребность в этом проекте? Как в дальнейшем будет использоваться данный проект? Кто выступит в роли той целевой группы, для которой создается данный проект? Найдет ли он своих потребителей?
2. Каким должен быть проект, для того чтобы отвечать полностью поставленным задачам?
3. Кто будет создавать проект? В какой мере сможет он (смогут они) воплотить творческий замысел руководителя, реализовать задуманное? Какие из необходимых им для реализации проекта знаний, умений и навыков учащиеся имеют сейчас, будут иметь к моменту исполнения определенного требуемого вида работы?
4. Как лучше распределить обязанности среди членов команды, если исполнителей несколько?
Ответив на вопросы можно приступать к пошаговому выполнению проекта, которое делится на 6 основных этапов:
• Подготовка: нужно определить тему и цели проекта, сформировать рабочую группу;
• Планирование: определить источники информации, способы сбора и анализа данных, варианты представления результатов (формы проекта). Установить процедуру и критерии оценки результатов и процесса проектной деятельности, распределить задачи (обязанностей) между членами команды;
• Исследование: собрать и уточить информацию, решить промежуточные задачи, обсудить альтернативы методом «мозгового штурма», выбрать оптимальный вариант (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.);
• Формулирование результатов: проанализировать информацию и сформулировать выводы;
• Защита проекта: подготовить доклад, который обосновывает процесс проектирования, представить полученные результаты. Возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет;
• Оценка результата и процесса создания проекта: проанализировать выполнения проекта, достигнутые результаты (успехи и неудачи) и их причины.
Таким образом, приступая к реализации проекта, преподаватель должен продумать в деталях конечный вид создаваемого продукта. Прогностическую оценку следует производить как с точки зрения воплощения дидактической авторской идеи, так и с точки зрения пользователя, для которого создается проект.
Информационные технологии в области образования
Достижения науки и техники дают уникальную возможность использовать в создании учебных проектов информационные технологии. Под информационными технологиями подразумевается совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, передачу и отображение информации.
С развитием информационной сети все ее пользователи, в том числе и дети, смогут получать практически неограниченный объем информации. И тогда эрудиция и образованность каждого пользователя сети будут зависеть только от его любознательности и терпения.
Сегодня далеко не каждый человек может получить образование в таких элитарных университетах, как Кембридж, Оксфорд, Сорбонна или Гарвард - хотя бы по материальным соображениям. Со временем развитие инфор-мационной сети даст эту возможность любому учащемуся, независимо от уровня достатка его самого или его родителей. Информационная сеть создаст равные возможности получения образования для всех желающих учиться. Она станет для них своеобразным домашним учителем.
Информационная сеть будет играть главную роль в процессе обучения. Она способна объединить работы и способности лучших преподавателей и лекторов. Школьные учителя и преподаватели высших учебных заведений смогут использо-вать их материалы в своей работе. Школьники и студенты получат возможность изучать их в интерактивном режиме.
Информационной сети можно будет задавать вопросы и получать ответы на экране монитора или прослушивать их через звуковые колонки или наушники. Темп обучения будет подстраиваться под способности каждого индивидуального учащегося. Более способные будут учиться быстрее, а с отстающими можно будет повторять материал до тех пор, пока они его не усвоят, то есть станет возможным обучение по индивидуальному плану. При этом будет широко применяться моделирование, например астрономических, физических, химических или биологических явлений. Со временем для обучения будет применяться и виртуальная реальность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: