Организация системной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и самообразования кадров с использованием современных информационных технологий

Сегодня в полной мере проявилась глубокая зависимость уровня социально-экономического развития государства от профессиональных способностей специалистов разных отраслей народного хозяйства, которые закладываются в образовании. Именно поэтому, возможность устойчивого развития общества, успешного преодоления и предотвращения социальных и экономических кризисов тесно связана с достигнутым уровнем образования всех членов общества.

Современное образование - это социальный институт, выполняющий социальную, экономическую и информационную функции в обществе в их новом качественном состоянии [6].

Социальная функция образования заключается в активном участии населения в формировании социально - статусной структуры государства. Общество требует притока социально активных членов, которые лояльны к существующей социально - политической структуре и способны выполнять свои функции на необходимом культурно - технологическом уровне.

Экономическая функция состоит в формировании когорты профессионалов, владеющих не только необходимыми знаниями, навыками и умениями (с чем традиционная система образования вполне справлялась), но и методологией корпоративного управления, творческого коллективного разрешения проблемных ситуаций, а также умением ориентироваться на перспективу.

Информационная функция образования определяется тем, что в настоящее время образование перестает быть средством усвоения готовых общепризнанных знаний. Оно становится способом постоянного, непрерывного обмена информацией между специалистами на протяжение всей их деятельности и предполагает не только усвоение полученных знаний, но и отдачу своих в обмен на полученные. Информатика уже стала ядром нового комплекса научных дисциплин, который является научной базой информационного общества.

Создание перспективной системы образования, способной готовить кадры нашего государства к работе в совершенно новых условиях постиндустриальной цивилизации, - одна из наиболее важных и актуальных проблем современного общества, решение которой проводиться на уровне государственной политики. Новая образовательная парадигма развития системы подготовки и переподготовки специалистов направлена на способность системы образования не только вооружать знаниями членов общества, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний, формировать потребность и возможность непрерывного самообразования. Образование должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять гражданам разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учиться на протяжении всей их профессиональной деятельности.

Наиболее перспективной образовательной технологией, удовлетворяющей настоящим требованиям, является дистанционное обучение, базирующаяся на современных информационных и телекоммуникационных технологиях и средствах удаленного доступа к распределенным базам данных и знаний научно - технической и учебно-методической информации. А наиболее перспективной моделью образования является открытое образование, доминирующей тенденцией в развитии которого становится модель личностно-ориентированного обучения, учитывающего индивидуальные, личностные качества каждого обучаемого и основывающегося на передовых педагогических и информационных технологиях дистанционного обучения. Эта модель образования получила всеобщее признание в мире, с ее развитием связывается решение многих социально - экономических, политических и культурных проблем развития общества.

Основу образовательного процесса в открытом образовании составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, факсу, электронной или обычной почте, а также личного контакта, то есть используя средства дистанционного обучения. В принципе открытое образование возможно и без использования дистанционных технологий. Однако в действительности обеспечить всех желающих учиться аудиториями, оборудованием, консультациями с преподавателями в удобное для них время крайне сложно. Именно поэтому дистанционные образовательные технологии представляют собой идеальную основу для открытого образования.

Принципы открытого образования и технологии дистанционного обучения получили свое развитие в системах электронного обучения (СЭО), основными составляющими которой являются средства создания, управления и доставки контента, средства организации процесса обучения и поддержки взаимодействия участников учебного процесса.

В своем большинстве современные системы электронного обучения строятся исходя из портальной схемы. Ядром системы электронного обучения является LMS (Learning Management System) или система управления учебным процессом, которая дает системное представление учебного процесса, когда основной единицей является не хранилище учебных материалов и не отдельные тесты, а изучаемая дисциплина, вокруг которой строится сложный процесс взаимодействия всех участников учебного процесса: преподавателя, методистов, студентов и администратора системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: