Система поддержки самообразования кадров в сфере управления

В информационном обществе, где постоянно увеличиваются информационные потоки и для принятия эффективных управленческих решений необходимы все новые и новые знания, ключевым элементом развития личности является непрерывное самообразование.

В настоящее время самообразование кадров – это стихийный процесс, который невозможно проконтролировать и результаты которого далеко не всегда очевидны. С целью повышения эффективности самообразования и в соответствии с Указом № 275 Академия управления начала работу по созданию целостной системы информационно-методической поддержки самообразования кадров в сфере управления. Инициатива Академии управления нашла поддержку на уровне правительственных решений - проект Академии управления при Президенте Республики Беларусь «Создание системы поддержки самообразования кадров в сфере инновационного управления на основе компетентностного подхода» включен в перечень важнейших проектов по созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 669 «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы»).

Объективные предпосылки формирования системы поддержки самообразования, как важного направления в общем процессе непрерывного профессионального развития кадров, обусловливаются:

- инновационным характером развития республики и необходимостью быстрого освоения руководителями новых подходов и технологий в экономической, социальной и информационной сферах;

- существенным отличием методик самообразования от методологического обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

- тенденциями развития образовательных систем современного белорусского государства, оказывающими комплексное воздействие на профессиональное становление руководящих кадров;

- созданием в последние годы в республике информационно-образовательных сетей, электронных интерактивных библиотек и телекоммуникационных средств обучения.

Основные задачи системы заключаются в следующем:

- создание условий для непрерывного профессионального развития кадров в сфере управления;

- создание эффективной модели обучения, удовлетворяющей требованиям, выдвигаемым современностью к тем видам профессиональной компетентности, которыми должен владеть руководитель;

- создание единой информационно-образовательной сети и адаптивной учебной среды системы поддержки самообразования;

- разработка и распространение электронных информационно-образовательных ресурсов по различным направлениям управленческой деятельности, обеспечивающих формирование требуемых компетентностей в сфере управления;

- обеспечение тесной связи тематики самообразования с реальными процессами социально-экономического и политического развития страны, развитием мирового сообщества;

- внедрение современных образовательных технологий и разработка инновационных инструментальных средств конструирования электронных учебных материалов, деловых игр, обучающих программ;

- разработка средств и методов оценки результатов обучения, процедур выявления и отбора наиболее перспективных управленческих кадров.

В качестве теоретико-методологической основы обучения в системе используется компетентностный подход, с позиции которого уровень профессионализма определяется как совокупность способностей реализации своего потенциала (знаний, умений, опыта) для успешной творческой деятельности с учетом понимания проблемы, представления прогнозируемых результатов, вскрытия причин, затрудняющих деятельность, предложения средств для устранения этих причин, осуществления необходимых действий и оценки прогнозируемых результатов.

Ключевая идея поддержки самообразования, основанной на компетентностном подходе, заключается в разработке таких образовательных технологий, информационно-аналитических и учебных материалов, а также критериев, методов и средств оценки качества обучения, которые бы позволили в максимальной степени приблизить результаты обучения к ожиданиям организаций, к привычным для них процедурам оценки и развития персонала.

В настоящее время работа в системе поддержки самообразования ведется по трем направлениям:

- формирование и развитие управленческих базовых компетентностей руководящих кадров и их резерва;

- формирование и развитие расширенного состава управленческих компетентностей;

- формирование и развитие компетентностей в сфере идеологии.

По каждому обозначенному направлению разработана модель профессиональной компетентности, которая определяет состав компетентностей, описываемых через систему способностей и соответствующую систему знаний, необходимый и достаточный для того, чтобы опираться на него при подготовке руководителей и оценке их уровня компетентности.

На базе компетентностного подхода ведется большая работа по разработке практико-ориентированных видов учебного процесса, разработке информационно-образовательных материалов по всем компетентностям каждой модели. Создан сайт системы поддержки самообразования, доступ к которому открыт с главной страницы сайта Академии управления http://www.pac.by/ru/ по ссылке «Система поддержки самообразования».

Уже сегодня для подготовки в системе инновационных управленческих кадров создано 160 хрестоматий по управленческим и идеологическим компетентностям. Работа по созданию и внедрению системы ведется в тесном контакте с государственными органами и организациями на основе соглашений о сотрудничестве. Уже за это год в системе прошли подготовку более 700 человек. Результаты проводимого по концу обучения анкетирования свидетельствуют о востребованности и результативности предложенной формы повышения профессионального уровня кадров, об актуальности тематики разработанных хрестоматий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: