В информационном обществе, где постоянно увеличиваются информационные потоки и для принятия эффективных управленческих решений необходимы все новые и новые знания, ключевым элементом развития личности является непрерывное самообразование.
В настоящее время самообразование кадров – это стихийный процесс, который невозможно проконтролировать и результаты которого далеко не всегда очевидны. С целью повышения эффективности самообразования и в соответствии с Указом № 275 Академия управления начала работу по созданию целостной системы информационно-методической поддержки самообразования кадров в сфере управления. Инициатива Академии управления нашла поддержку на уровне правительственных решений - проект Академии управления при Президенте Республики Беларусь «Создание системы поддержки самообразования кадров в сфере инновационного управления на основе компетентностного подхода» включен в перечень важнейших проектов по созданию новых предприятий и производств, имеющих определяющее значение для инновационного развития Республики Беларусь (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 669 «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы»).
|
|
Объективные предпосылки формирования системы поддержки самообразования, как важного направления в общем процессе непрерывного профессионального развития кадров, обусловливаются:
- инновационным характером развития республики и необходимостью быстрого освоения руководителями новых подходов и технологий в экономической, социальной и информационной сферах;
- существенным отличием методик самообразования от методологического обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
- тенденциями развития образовательных систем современного белорусского государства, оказывающими комплексное воздействие на профессиональное становление руководящих кадров;
- созданием в последние годы в республике информационно-образовательных сетей, электронных интерактивных библиотек и телекоммуникационных средств обучения.
Основные задачи системы заключаются в следующем:
- создание условий для непрерывного профессионального развития кадров в сфере управления;
- создание эффективной модели обучения, удовлетворяющей требованиям, выдвигаемым современностью к тем видам профессиональной компетентности, которыми должен владеть руководитель;
- создание единой информационно-образовательной сети и адаптивной учебной среды системы поддержки самообразования;
- разработка и распространение электронных информационно-образовательных ресурсов по различным направлениям управленческой деятельности, обеспечивающих формирование требуемых компетентностей в сфере управления;
|
|
- обеспечение тесной связи тематики самообразования с реальными процессами социально-экономического и политического развития страны, развитием мирового сообщества;
- внедрение современных образовательных технологий и разработка инновационных инструментальных средств конструирования электронных учебных материалов, деловых игр, обучающих программ;
- разработка средств и методов оценки результатов обучения, процедур выявления и отбора наиболее перспективных управленческих кадров.
В качестве теоретико-методологической основы обучения в системе используется компетентностный подход, с позиции которого уровень профессионализма определяется как совокупность способностей реализации своего потенциала (знаний, умений, опыта) для успешной творческой деятельности с учетом понимания проблемы, представления прогнозируемых результатов, вскрытия причин, затрудняющих деятельность, предложения средств для устранения этих причин, осуществления необходимых действий и оценки прогнозируемых результатов.
Ключевая идея поддержки самообразования, основанной на компетентностном подходе, заключается в разработке таких образовательных технологий, информационно-аналитических и учебных материалов, а также критериев, методов и средств оценки качества обучения, которые бы позволили в максимальной степени приблизить результаты обучения к ожиданиям организаций, к привычным для них процедурам оценки и развития персонала.
В настоящее время работа в системе поддержки самообразования ведется по трем направлениям:
- формирование и развитие управленческих базовых компетентностей руководящих кадров и их резерва;
- формирование и развитие расширенного состава управленческих компетентностей;
- формирование и развитие компетентностей в сфере идеологии.
По каждому обозначенному направлению разработана модель профессиональной компетентности, которая определяет состав компетентностей, описываемых через систему способностей и соответствующую систему знаний, необходимый и достаточный для того, чтобы опираться на него при подготовке руководителей и оценке их уровня компетентности.
На базе компетентностного подхода ведется большая работа по разработке практико-ориентированных видов учебного процесса, разработке информационно-образовательных материалов по всем компетентностям каждой модели. Создан сайт системы поддержки самообразования, доступ к которому открыт с главной страницы сайта Академии управления http://www.pac.by/ru/ по ссылке «Система поддержки самообразования».
Уже сегодня для подготовки в системе инновационных управленческих кадров создано 160 хрестоматий по управленческим и идеологическим компетентностям. Работа по созданию и внедрению системы ведется в тесном контакте с государственными органами и организациями на основе соглашений о сотрудничестве. Уже за это год в системе прошли подготовку более 700 человек. Результаты проводимого по концу обучения анкетирования свидетельствуют о востребованности и результативности предложенной формы повышения профессионального уровня кадров, об актуальности тематики разработанных хрестоматий.