Ситуация с формированием электронного правительства в России

Результаты внедрения ИКТ в органах государственной власти в настоящее время в России носят преимущественно локальный ведомственный характер, что не позволяет добиться кардинального улучшения основных показателей работы государственного аппарата в соответствии с потребностями и ожиданиями населения.

Это, в первую очередь, связано с тем, что большинство действующих информационных систем формировалось органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативно-правовой базы и общей координации работ. Содержащиеся в них сведения зачастую недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при обмене информацией на межведомственном уровне, ее многократному сбору и дублированию в отдельных системах.

Различные форматы хранения данных ограничивают возможности применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах. Все это снижает оперативность подготовки управленческих решений и качество услуг, оказываемых населению и организациям.

Предоставление информации, связанной с деятельностью органов государственной власти, в большинстве случаев требует непосредственного обращения населения и организаций в эти органы и формирования запросов и другой необходимой информации в бумажном виде, что также затрудняет взаимодействие граждан и организаций с этими органами[‡].

Несмотря на обозначенные проблемы, можно привести положительные примеры решения задач, связанных с формированием электронного правительства, на уровне отдельных регионов. Так, например, в интервью OPEC.ru губернатор Тверской области Дмитрий Зеленинзаявил, что Тверская область — один из лидеров этого процесса в России: «Главным нашим достижением и заявкой на будущее электронной России стал информационно-справочный портал «Электронная карта Тверской области». Это географическая карта региона в открытом доступе. Она имеет много слоев, много уровней. Например, есть там слой автобусных маршрутов, слой электричек, больниц. Карта постоянно прирастает новой информацией. И она, подчеркиваю, в открытом доступе. Каждый может зайти на этот портал и отработать свой маршрут — от деревни до деревни, от дома до больницы и т.д. Это тоже элементы электронного правительства. Кроме этого, в каждом муниципалитете Тверской области есть широкополосный Интернет. Для всех муниципальных центров от 5 тыс. человек — это 10 Гигабит в секунду, до 5 тыс. — 1 Гбит/с. Очень хороший поток! У каждого главы муниципального образования есть Skype, позволяющий проводить совещания, решать рабочие проблемы между руководителями районов, оперативно связываться с губернатором. Я могу в любой момент им позвонить. Самое ценное во всем этом — доступность информации, возможность оперативного обмена ею. И это все тоже — элементы электронного правительства и единого электронного информационного пространства».

Рассмотренные основные методические подходы и практический опыт развитых стран (в частности, США и Сингапура) по формированию электронного правительства подтверждают тезис о том, что успех в создании электронного правительства возможен при условии поддержки со стороны органов государственной власти всех уровней и заинтересованности в реализации этих проектов субъектов электронного бизнеса.


ЛИТЕРАТУРА

1. Лодон, Дж. Управление информационными ресурсами: учебник для слушателей, обучающихся по программам «Мастер делового администрирования» / Дж. Лодон, К. Лодон. - Изд. 7-е. - Санкт-Петербург [и др: Питер, 2005. - 912 с. - (Серия «Классика МВА»).

2. Ильин М.В., Разумовский А.М., Коневцев А.С., Шиковец М.А. Управление: государство, политика, безопасность: [учебное пособие] М.В. Ильин [и др.]; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. - Минск: 2005. – 232 с.

3. Ганчарик Л.П. Инновационная политика государства: [учебное пособие] Л.П. Ганчарик; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: 2004. – 106 с.

4. Чернов С. Е. Стратегический маркетинг информационно-консультационных услуг: монография / С. Е. Чернов; Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. - Москва: [б. и.], 2006. - 304 с.

5. Кривцов В.Н., Ганчарик Л.П. Система открытого образования государственной службы: [учебное пособие] В.Н. Кривцов, Л.П. Ганчарик; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: 2005. – 158 с.

6. Ганчарик Л.П. Система открытого образования Академии управления: [учебное пособие] Л.П. Ганчарик; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: 2005. – 143 с.

7. Ганчарик Л.П. Методология дистанционного обучения: [учебное пособие] Л.П. Ганчарик; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: 2008. – 112 с.

8. Гринберг А.С. Документационное обеспечение управления: учебник / Гринберг А.С. [и др.] – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 391 с.

9. Национальные и мировые информационные ресурсы в государственном управлении: учебное пособие: в 2 ч. / [А. С. Гринберг [и др.]; под ред. А. С. Гринберга; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. - Минск: [б. и.], 2005. Ч. 2, кн. 2.- 248 с.

10. Сарафанов, В. И. Информатизация системы государственного управления России: [монография] / В. И. Сарафанов; Российская академия наук, Институт научной информации по общественным наукам. - Москва: 2006. - 118 c. - (Методологические проблемы развития науки и техники).

11. Тедеев, А. А. Электронное государство: [монография] / А. А. Тедеев, В. Е. Усанов. - Москва: [Элит], 2008. - 312 c.

12. Попов, Владимир Дмитриевич. Тайны информационной политики (социокоммуникативный психоанализ информационных процессов): [монография] / В. Д. Попов; Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. - Изд. 3-е. - Москва: Издательство РАГС, 2007. - 300 с.

13. Корнейчук, Борис Васильевич. Информационная экономика: [учебное пособие] / Б. В. Корнейчук. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2006. - 400 с. - (Серия «Учебное пособие»).

14. Информационная политика: в контексте социальной информациологии: хрестоматия / [сост. Н. П. Арапова]; Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. - Москва: Издательство РАГС, 2007. - 248 с. - (Серия «Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации»).

15. Авдулов, А. Н. Контуры информационного общества: [монография] / А. Н. Авдулов, А. М. Кулькин; Российская академия наук, Институт научной информации по общественным наукам. - Москва: [б. и.], 2005. - 164 c.

16. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. № 1174 «О Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года и плане первоочередных мер по реализации Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на 2010 год».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: