Бюджетное устройство и принципы построения бюджетной системы государства

Понятие и сущность государственного бюджета.

Государственный бюджет представляет экономическую категорию, которая отражает формирование и распределение централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Материальной основой государственного бюджета являются финансовые ресурсы, которые образуются в результате распределения и перераспределения национального дохода

Функции государственного бюджета, их характеристика.

Основными функциями государственного бюджета являются распределительная, контрольная, регулирующая, финансирование соц. сферы. Эк-ие отношения в основном форм-ся под воздействием рынка, соответственно посредством распределительной функции происходит распределение и перераспределение ВВП и национального дохода между отдельными отраслями народного хозяйства, материальной и социально- культурной сферой. Эти процессы тесно связаны с регулирующей функцией бюджета, которая посредством применения разных методов влияет на формирование доходной и расходной частей бюджета. В основном выделяют косвенные и прямые методы. К косвенным следует отнести налоги, субсидирование, выдачу беспроцентных или льготных кредитов. Прямые методы выражаются в непосредственном бюджетном финансировании социальной сферы, крупных программ в области экологии, развития наукоемких отраслей, фундаментальных научных исследований, финансовой поддержке малого бизнеса, и др. Для обеспечения бесплатного медицинского обслуживания, определенного уровня образования, содержания нетрудоспособных граждан и многих других социальных и культурных мероприятий направляется значительная часть расходов государственного бюджета. За счет государственного бюджета финансируется содержание административных органов управления, которые обеспечивают управление экономическими и социальными процессами, а также безопасность страны. В процессе составления и исполнения бюджета осуществляется постоянный контроль за своевременной и полной мобилизацией всех источников поступлений, а также за рациональным расходованием бюджетных ресурсов.

Бюджетное устройство и принципы построения бюджетной системы государства.

В РБ бюджетная система включает два уровня: республиканский и местные бюджеты. Ведущим звеном бюджетной системы РБ является республиканский бюджет, кот перераспределяет финансовые ресурсы между местными бюджетами (областями и городом Минском) для выравнивания их экономического и социально- культурного развития. Местные бюджеты в основном, обеспечивают развитие местного хозяйства, благоустройство территории и финансирование социально- культурных мероприятий местного значения. Все звенья бюджетной системы тесно взаимосвязаны между собой, дополняют друг друга, что во многом способствует удовлетворению общегосударственных потребностей. В целом, бюджетная система РБ строится на основе следующих принципов: единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РБ и определяются административно-территориальным делением РБ. Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой информационной базой данных, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированного бюджета, согласованными принципами бюджетного процесса. Полнота бюджетов обеспечивается включением в них в полном объеме всех налогов, определенных законодательством РБ, других обязательных платежей и иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств. Реальность бюджетов подтверждается финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета. Гласность бюджетов достигается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете РБ, решений местных Советов депутатов соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Республиканский бюджет и местные бюджеты всех уровней являются самост-ми и отражают доходы и расходы, которыми распоряжаются соответствующие государственные органы. Самостоятельность отдельных бюджетов заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осущ-ся законом РБ, местных бюджетов - решениями соответствующих местных органов власти. Соответственно их исполнение возлагается на Правительство РБ и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих гос-ых органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: