В социальной психологии личность - прежде всего взаимодействующий и общающийся субъект.
Эти качества проявляются, когда личность действует в реальном социальном окружении, в конкретной группе.
Проблемы личности в группе можно сформулировать как зависимость формирования социально-психологических качеств личности от свойств группы, в которой осуществляется процесс социализации и зависимость формирования психологических характеристик группы от психологических характеристик тех личностей, с которых начинается формирование группы.
Можно условно выделить два ряда социально-психологических качеств личности:
1. качества, проявляющиеся в совместной деятельности,
2. и качества, необходимые в процессе общения.
Качества проявляющиеся в совместной деятельности, в совокупности обусловливают эффективность деятельности личности в группе.
Эффективность зависит от таких качеств личности, как
- умение взаимодействовать и сотрудничать с другими,
- участвовать в принятии коллективного решения,
|
|
- разрешать конфликты,
- соподчинять с другими свой индивидуальный стиль деятельности,
- воспринимать нововведения и т.д.
Рассмотрим некоторые специальные механизмы перцептивного процесса.
Механизм перцептивной защиты.
Перцептивная защита - попытка игнорировать при восприятии какие-то черты другого человека (или группы) и тем самым выстроить преграду нежелательному воздействию.
Механизмом перцептивной зашиты может быть так называемая вера в справедливый мир.
Человеку свойственно верить в соответствие того, что он делает, тому, что за этим следует, т.е. в справедливость.
От «несправедливой» информации человек отгораживается.
Например,
- при встрече с другим человеком он видит в нем только черты, подтверждающие «справедливость окружающего мира».
Эффект «ожиданий». Это обыденные представления о взаимосвязи различных черт личности.
Например:
- «Надо же, такая милая женщина, всегда здоровается, и написала жалобу главному врачу...».
В группе восприятие, основанное на ложном ожидании, может приводить к возникновению чувства дискомфорта и отказу от общения.
В конечном счете может сформироваться устойчивое коммуникативное качество личности - закрытость в общении.
ВЫВОДЫ
1. В социальной психологии личность - прежде всего взаимодействующий и общающийся субъект.
2. В социальной психологии можно выделить проблемы
· социализации,
· проблему социальных установок
· и анализ соцuально-псuxологическux качеств личности.
3. Социализация - процесс становления личности человека, который осуществляется в деятельности, общении, самосознании.
|
|
4. Можно выделить 3 стадии социализации:
· дотрудовую,
· трудовую,
· послетрудовую.
5. К институтам социализации относятся
· семья,
· детские дошкольные учреждения,
· школа,
· средние и высшие учебные заведения,
· трудовой коллектив.
6. В процессе социализации происходит рождение и развитие Я-концепции.
7. На формирование Я-концепции влияют
· восприятие ребенка друтими;
· самоанализ;
· внешние данные;
· социальные ценности;
· опыт социального поведения.
8. Основные функции Я-концепции:
· достижение внутренней согласованности личности;
· индивидуальная интерпретация опыта;
· определение ожиданий индивида.
9. Возможно, самую важную часть Я-концепции образует половая идентичность.
10. Установка - одно из основных понятий социальной психологии.
Установка - определенный взгляд на предмет, человека или идею.
Установка имеет 3 составляющие:
· аффективную,
· поведенческую
· и когнитивную.
11. Стереотипы и предрассудки - разновидности установки.
Основная причина формирования предрассудков - неразвитость когнитивной сферы.
12. Достаточно трудно обозначить круг социально-психологических качеств личности.
Можно условно выделить два ряда социально-психологических качеств личности:
· качества, проявляющиеся в совместной деятельности,
· и качества, необходимые в процессе общения.