Личность в группе

В социальной психологии личность - прежде всего взаимодей­ствующий и общающийся субъект.

Эти качества проявляются, когда личность действует в реальном социальном окружении, в конкрет­ной группе.

Проблемы личности в группе можно сформулировать как зависимость формирования социально-психологических качеств личности от свойств группы, в которой осуществляется процесс социализации и зависимость формирования психологических ха­рактеристик группы от психологических характеристик тех лично­стей, с которых начинается формирование группы.

Можно условно выделить два ряда социально-психологических качеств личности:

1. качества, проявляющиеся в совместной деятель­ности,

2. и качества, необходимые в процессе общения.

Качества проявляющиеся в совместной дея­тельности, в совокупности обусловливают эффективность деятель­ности личности в группе.

Эффективность зависит от таких качеств личности, как

- умение взаимодействовать и сотрудничать с други­ми,

- участвовать в принятии коллективного решения,

- разрешать конфликты,

- соподчинять с другими свой индивидуальный стиль деятельности,

- воспринимать нововведения и т.д.

Рассмотрим некоторые спе­циальные механизмы перцептивного процесса.

Механизм перцептивной защиты.

Перцептивная защита - по­пытка игнорировать при восприятии какие-то черты другого чело­века (или группы) и тем самым выстроить преграду нежелательно­му воздействию.

Механизмом перцептивной зашиты может быть так называемая вера в справедливый мир.

Человеку свойственно ве­рить в соответствие того, что он делает, тому, что за этим следует, т.е. в справедливость.

От «несправедливой» информации человек отгораживается.

Например,

- при встрече с другим человеком он ви­дит в нем только черты, подтверждающие «справедливость окружа­ющего мира».

Эффект «ожиданий». Это обыденные представления о взаимо­связи различных черт личности.

Например:

- «Надо же, такая милая женщина, всегда здоровается, и написала жалобу главному врачу...».

В группе восприятие, основанное на ложном ожида­нии, может приводить к возникновению чувства дискомфорта и отказу от общения.

В конечном счете может сформироваться ус­тойчивое коммуникативное качество личности - закрытость в об­щении.

ВЫВОДЫ

1. В социальной психологии личность - прежде всего взаимо­действующий и общающийся субъект.

2. В социальной психологии можно выделить проблемы

· социали­зации,

· проблему социальных установок

· и анализ соцuально-псuxоло­гическux качеств личности.

3. Социализация - процесс становления личности человека, ко­торый осуществляется в деятельности, общении, самосознании.

4. Можно выделить 3 стадии социализации:

· дотрудовую,

· трудо­вую,

· послетрудовую.

5. К институтам социализации относятся

· семья,

· детские дош­кольные учреждения,

· школа,

· средние и высшие учебные заведе­ния,

· трудовой коллектив.

6. В процессе социализации происходит рождение и развитие Я-концепции.

7. На формирование Я-концепции влияют

· восприятие ребенка друтими;

· самоанализ;

· внешние данные;

· социальные ценности;

· опыт социального поведения.

8. Основные функции Я-концепции:

· достижение внутренней со­гласованности личности;

· индивидуальная интерпретация опыта;

· определение ожиданий индивида.

9. Возможно, самую важную часть Я-концепции образует поло­вая идентичность.

10. Установка - одно из основных понятий социальной психо­логии.

Установка - определенный взгляд на предмет, человека или идею.

Установка имеет 3 составляющие:

· аффективную,

· поведенчес­кую

· и когнитивную.

11. Стереотипы и предрассудки - разновидности установки.

Ос­новная причина формирования предрассудков - неразвитость ког­нитивной сферы.

12. Достаточно трудно обозначить круг социально-психологи­ческих качеств личности.

Можно условно выделить два ряда соци­ально-психологических качеств личности:

· качества, проявляющи­еся в совместной деятельности,

· и качества, необходимые в процессе общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: