Одним из самых важных факторов развития характера ребенка дошкольного возраста при формировании его личности, и отношений с внешним миром, является его семья.
И главными условиями, обеспечивающими оптимальный тип семейного воспитания, выступают:
- искренняя любовь к ребенку,
- последовательность в поведении,
- единство требований со стороны окружающих взрослых,
- адекватность воспитательных мер, наказаний,
- невключение в конфликтные отношения взрослых.
Все эти условия обеспечат ребенку спокойную, стабильную атмосферу в семье, его внутреннее спокойствие и стабильность психики.
Причины негармоничного воспитания различны. Это могут быть определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание.
Но, как правило, основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.
Психологи определили следующие типы неадекватного поведения родителей:
1. Гиперпротекция потворствующая и доминирующая:
· Гиперпротекция потворствующая
Ребенок находится в центре внимания родителей и других членов семьи.
Они стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей. Это кумир семьи.
Ребенок не возмущается: ему это невыгодно, за него и так все делают.
В результате страдает произвольность, целеустремленность; недостаточно усваиваются нравственные нормы, часто приводит к формированию демонстративных черт личности.
· Гиперпротекция доминирующая
Ребенок не имеет возможности совершать самостоятельные поступки, перед ним ставятся многочисленные ограничения и запреты.
У ребенка не формируется инициатива и чувство долга, часто приводит к развитию психастенического типа личности, то есть человека, постоянно сомневающегося, неуверенного в себе.
В результате длительной гиперопеки ребенок теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых и прежде всего от родителей. Формируется, по терминологии Э. Берна, «приспособившийся ребенок», который функционирует за счет снижения своих способностей чувствовать, проявлять любознательность, и в худшем случае – за счет проживания не своей жизни. Такой ребенок, столь удобный родителям и другим взрослым, проявит отсутствие важнейшего новообразования дошкольного возраста – инициативности.
2. Гипопротекция потворствующая и доминирующая.
· Гипопротекция потворствующая
Ребенок предоставлен самому себе, родители не контролируют его, заняты собой.
Это приводит к отставанию в развитии, появлению неадекватных реакций у ребенка Часто это приводит к отклоняющемуся поведению.