Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка

Одним из самых важных факторов развития характера ребенка дошкольного возраста при формировании его личности, и отношений с внешним миром, является его семья.

И главными условиями, обеспечивающими оптимальный тип семейного воспитания, выступают:

- искренняя любовь к ребенку,

- последовательность в поведении,

- единство требований со стороны окружающих взрослых,

- адекватность воспитательных мер, наказаний,

- невключение в конфликтные отношения взрослых.

Все эти условия обеспечат ребенку спокойную, стабильную атмосферу в семье, его внутреннее спокойствие и стабильность психики.

Причины негармоничного воспитания различны. Это могут быть определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание.

Но, как правило, основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.

Психологи определили следующие типы неадекватного поведения родителей:

1. Гиперпротекция потворствующая и доминирующая:

· Гиперпротекция потворствующая

Ребенок находится в центре внимания родителей и других членов семьи.

Они стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей. Это кумир семьи.

Ребенок не возмущается: ему это невыгодно, за него и так все делают.

В результате страдает произвольность, целеустремленность; недостаточно усваиваются нравственные нормы, часто приводит к формированию демонстративных черт личности.

· Гиперпротекция доминирующая

Ребенок не имеет возможности совершать самостоятельные поступки, перед ним ставятся многочисленные ограничения и запреты.

У ребенка не формируется инициатива и чувство долга, часто приводит к развитию психастенического типа личности, то есть человека, постоянно сомневающегося, неуверенного в себе.

В результате длительной гиперопеки ребенок теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых и прежде всего от родителей. Формируется, по терминологии Э. Берна, «приспособившийся ребенок», который функционирует за счет снижения своих способностей чувствовать, проявлять любознательность, и в худшем случае – за счет проживания не своей жизни. Такой ребенок, столь удобный родителям и другим взрослым, проявит отсутствие важнейшего новообразования дошкольного возраста – инициативности.

2. Гипопротекция потворствующая и доминирующая.

· Гипопротекция потворствующая

Ребенок предоставлен самому себе, родители не контролируют его, заняты собой.

Это приводит к отставанию в развитии, появлению неадекватных реакций у ребенка Часто это приводит к отклоняющемуся поведению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: