На дотрудовой стадии институтом социализации в период раннего детства выступает семья. По выражению Бергера и Лукмана, в семье осуществляется первичная социализация, когда биография человека начинает «наполняться смыслом».
Именно в семье дети:
- приобретают первые навыки взаимодействия и общения,
- осваивают первые социальные роли (в том числе - половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности),
- осмысливают первые нормы и ценности.
Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «Я-образа» [Бернс, 1986].
Большое значение имеет
- состав семьи,
- степень её сплоченности,
- способы разрешения конфликтов.
В семье формируется представление о правах ребенка.
Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм, даже проживанuя (большой город, малый город, село) (Мудрик)
Сегодня, к сожалению, современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах, происходит это за счёт:
|
|
- огромного количества разводов,
- малодетности, как правила 1-2 ребёнка в семье;
- отсутствия семейных традиций;
- большой трудовой занятости женщины,
Несмотря на всё перечисленное роль семьи в процессе социализации ребёнка всё же остается весьма значимой. Поскольку именно в семье ребёнку гарантируется безопасность в ситуациях острых социальнных кризисов.