– это способность и возможность ребенка целенаправленно (безопасно) познавать, созидать, преобразовывать природную и социальную действительность.
Её задачи:
- Соблюдение элементарных правил здорового образа жизни;
- формирование сознательной эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- способность планировать действия на основе первичных ценностных представлений;
- потребность познания мира (любознательность),способность решать интеллектуальные задачи, владение универсальными предпосылками учебной деятельности, способность планировать свои действия.
Её содержание:
• Овладение основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельное выполнение доступных возрасту гигиенических процедур, а так же соблюдение элементарных правил здорового образа жизни.
• Способность планировать познавательно-исследовательскую деятельность на основе первичных ценностных представлений.
• Формирование умения обследовать предметы и явления с различных сторон, выявить зависимости.
|
|
• Умение работать по правилу и образцу.
• Проявление настойчивости и волевого усилия в поисках ответа на вопросы в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
• Соблюдение правил безопасного поведения при проведении опытов.
4. Практики целостности – это способность и возможность ребенка целенаправленно и безопасно познавать свои телесные возможности, созидать комфортное душевное состояние, преобразовывать предметно-развивающую среду как практики целостности личности (телесно-душевно-духовная).
• физического развития ребенка – как сформированности основных физических качеств, потребности ребенка в физической активности; овладению им основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельному выполнению доступных возрасту гигиенических процедур, а также соблюдению элементарных правил здорового образа жизни;
• эмоционально-ценностного развития – как совокупности сознательной, эмоциональной и волевой сфер жизнедеятельности ребенка (эмоциональной отзывчивости; сопереживания Другому; способность планировать действия на основе первичных ценностных представлений);
• духовного развития – как проявление бескорыстия и потребности познания – мира, себя, смысла и назначения своей жизни (любознательность, способность решать интеллектуальные задачи; владение универсальными предпосылками учебной деятельности; способность планировать свои действия).
5. Практики свободы - практики выбора ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающие выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющие ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
|
|
Практики свободы:
• активности ребенка; принятию живого заинтересованного участия в образовательном процессе; умению в случаях затруднений
• обращаться за помощью к взрослому; способность управлять своим поведением;
• овладению конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми и способностью изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации;
• формированию способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способности самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.
• Активность ребёнка в познавательно-исследовательской деятельности, принятие живого заинтересованного участия в образовательном процессе.
• Умение в случаях затруднений обращаться за помощью к взрослому.
• Способность управлять своим поведением.
• Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми и способность изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации.
• Формирование способности планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели, способности самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности).
• Осознанно выбирать предметы и материалы для исследовательской деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.
• Развивать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата.
• Освоение и реализация ребенком права на выбор содержания и форм познавательно-исследовательской продуктивной деятельности.
• Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.
6. Практики расширения возможностей ребенка -практики развития способности ребенка выделять необходимые и достаточные условия осуществления действительности.
Практики расширения возможностей ребенка способствуют:
· развитию способности решать интеллектуальные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
· применению самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим;
· в зависимости от ситуации развитию способности преобразовывать способы решения задач (проблем).
Содержание практики:
• Самостоятельно видит проблему.
• Активно высказывает предположения, способы решения проблемы, пользуется аргументацией и доказательствами в процессе познавательно- исследовательской деятельности.
• Применение самостоятельно усвоенных знаний и способов деятельности для решения новых задач, проблем, поставленных как взрослым, так и им самим.
КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В ДОО:
• практики безопасного вхождения ребенка в мир культуры по средствам присвоения правовых, свободных практик, а также практик культурной идентификации, целостности организации и возможностей ребенка в условиях реальности;
• тип организации и самоорганизации детской деятельности ребенка, направленный на воспроизведение определенного набора характеристик личности ребенка;
• деятельность по освоению и преобразованию ребенком объектов предметно-развивающей среды.
Направления обновлений содержания дошкольного образования на основе культурных практик:
• становление правовых практик дошкольника обеспечивают правовое пространство развития ребенка, развитие его человеческого достоинства, когда правовая практика ребенка – это не только щит, прикрывающий ребенка от посягательства другого, но и самосознание ребенка, свобода самовыражения, социальная ответственность, способность чувствовать и понимать другого, а также оценочная деятельность собственного поведения и поступков окружающих людей;
|
|
• становление практик целостности телесно-душевно-духовной организации личности ребенка обеспечивают всестороннее физическое, психическое и духовное здоровье ребенка на основе интеграции физического, познавательного, речевого, художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития в ДОО.
• становление практик культурной идентификации обеспечивают интеграцию ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей;
• становление свободных практик дошкольника обеспечивают выбор ребенком самостоятельной деятельности в условиях созданной педагогом предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивают выбо р каждым ребенком деятельности по интересам и позволяют ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; организацию воспитателем самостоятельной деятельности воспитанников, направленной на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту);
• становление практик расширения возможностей ребенка обеспечивают многовариантное моделирование (вариативности) содержания и технологий дошкольного образования.
КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ В ПРИМЕРНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММАХ