ФГОС ДО И КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ
Согласно ФГОС ДО:
• П.2.9. ФГОС ДО: « в части формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы».
• 2.11.2. ФГОС ДО « В содержательном разделе Программы должны быть представлены: а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик»
• 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
• 4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
|
|
• создание условий для овладения культурными средствами деятельности.
ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК В СИСТЕМУ ДОО
В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ
Человек в XXI веке является центром возможных модернизационных процессов создания, коррекции и апробации новых моделей и технологий образования. Антропологическое измерение человека в культуре представляет собой центральный предмет инновационного поиска. Человек, а не образовательная система сама по себе становится главным и интегральным критерием, показателем качественного уровня системного функционирования.
Подобно тому, как социально-экономическая и политическая системы проверяются жизненным самочувствием своих граждан, так образовательная система (для нас — система дошкольного образования) получает свою оценку в соответствии с предоставляемыми ею возможностями для самоосуществления человека (ребенка) в культуре.
Человек (ребенок) здесь не становится изолированным и самодостаточным субъектом, но активно и свободно действующим в правовом пространстве образования, являясь его системообразующим элементом. Кризис и недостатки современных образовательных систем исследователи видят в нарушении соотношения между собой элементов системы и отношения элементов к системе.
В своем докладе «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: проблемы разработки и значение для общества, государства, семьи, ребенка» [1] А.Г. Асмолов, рефлексируя установку разработки Стандарта от детоцентризма к детствоцентризму, рекомендует обратить внимание на линии, которые необходимы для современной программы детства. Программа должна учитывать:
|
|
• происходящую демографическую модернизацию, связанную с логикой анализа семьи, логикой анализа рождаемости;
• этнографию и антропологию детства (Игорь Кон, Маргарет Мид);
• социологию детства (Ури Бронфенбреннер, «Два мира детства»; В. Собкин);
• социальную психологию детства (Ром Харрев (1977), Вера Абраменкова, Яков Коломинский — «социально-педагогическая психология»);
• психологию и персонологию детского возраста, практическую линию поддержки детства (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, В. Слободчиков, детский психоанализ Анны Фрейд, Бруно Беттельгейма);
• индивидное развитие ребенка (практически не разработаны линии по детской нейропсихологии или генетической нейропсихологии), где коррекционная педагогика, лечебная педагогика, должны стать в одной системе.
Разработка и реализация в системе дошкольного образования культурных практик, как особого вида деятельности по освоению и преобразованию ребенком объектов предметно-развивающей среды дошкольного образования на основе правовых и свободных практик, практик культурной идентификации и целостности телесно-душевно-духовной организации ребенка, практик расширения возможностей ребенка в различных образовательных областях выступает содержанием и условиями формирования интегративных качеств личности дошкольника.
Специфика данного вида деятельности объективно ставит педагога и ребенка перед необходимостью нахождения такого стиля взаимодействия, который обеспечивает реальное равенство прав соучастников, свободу, сотрудничество, культурную индентификацию соратников совместной личностно значимой деятельности.
Процесс разработки и реализации в системе дошкольного образования культурно-антропологических практик существенно расширяет как сферу деятельности педагога дошкольного образования, так и обогащает само содержание образования в системе ДОУ, ориентируя педагога на использование в практике результатов педагогических исследований, стимулирует профессиональный рост, повышает компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения.
Внедрение в практику ДОУ культурных практик помогает педагогам дошкольных образовательных учреждений быть активными субъектами профессиональной деятельности: практически управлять процессами организации совместной деятельности ребенка со взрослым: в ходе режимных моментов; в непосредственно образовательной деятельности (в процессе организации детских видов деятельности); в самостоятельной деятельности детей.
Культурные практики, являясь продуктом активности человека, обеспечивают существование в контексте культуры, а поддерживая его целостность в совокупности социального (культурного), биологического (природного) и психического.
Под культурными практиками образования понимаются практики безопасного вхождения ребенка в мир культуры по средствам интериаризации правовых, свободных практик, а также практик культурной идентификации, целостности организации и возможностей человека (ребенка) в условиях постнеклассической реальности.
Можно свидетельствовать, что актуальным становится образование, которое основано не только на фундаментальных знаниях, но на вычленении особого культурно-ценностного измерения образовательных практик образования и тех социальных изменений, протекающих в разных культурных контекстах в условиях модернизации.
• Культура – это способ существования человека, включающий в себя материальный мир, образцы человеческих отношений (может быть универсальной и специфичной для региона ), технологии, ориентированные на результат взаимодействия, символические объекты и ценностные нормы.
|
|
• Антропология – наука о человеке, человек – это тонкое, целостное, высокосовершенное уникальное существо, имеющее свою индивидуальность, право выбора и свободы.