Методические рекомендации обучающимся по подготовке к учебным занятиям в интерактивной форме

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки аспирантов в современном вузе. Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех аспирантов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Лекция с запланированными ошибками (лекция-провокация). После объявления темы лекции преподаватель сообщает, что в ней будет сделано определенное количество ошибок различного типа: содержательные, методические, поведенческие и т. д. Аспиранты в конце лекции должны назвать ошибки.

«Круглый стол» – одна из форм организации дискуссии, в которой на равных участвует несколько человек; в ходе нее происходит обмен мнениями между всеми участниками. Основное целевое назначение метода – обеспечение свободного, нерегламентированного обсуждения поставленных вопросов (тем) на основе постановки всех аспирантов в равное положение по отношению друг к другу.

8.4. Методические рекомендации обучающимсяпо самостоятельной работе

Самостоятельная работа при изучении дисциплины складывается из самостоятельной работы на аудиторных занятиях и внеаудиторной самостоятельной работы.

Самостоятельная работа предполагает широкое использование различных источников информации (учебников и учебных пособий, специальной научной и научно-популярной литературы, ресурсов глобальной сети Интернет, материалов личных наблюдений и умозаключений и т.д.).

Основными видами самостоятельной работы при изучении дисциплины являются:

- самостоятельная подготовка аспирантов к практическим (семинарским) занятиям через проработку лекционного материала по соответствующей теме;

- самостоятельное изучение тем теоретического курса, не вошедших в лекционный материал;

- самостоятельное изучение тем практических (семинарских) занятий;

- систематизация знаний путем проработки пройденных лекционных материалов по конспекту лекций, учебникам и пособиям на основании перечня экзаменационных вопросов,

- тестовых вопросов по материалам лекционного курса и базовых вопросов по результатам освоения тем, вынесенных на практические (семинарские) занятия;

- подготовка к текущему контролю и промежуточной аттестации.

Систематизацию знаний необходимо осуществлять самостоятельно как в ходе отдельных аудиторных занятий, так и во время внеаудиторной работы. Систематизация знаний проводится на основе проработки собственных конспектов лекций, изучения основной и дополнительной литературы и поиска необходимой информации в других информационных ресурсах.

В этой связи на каждом практическом (семинарском) занятии проводятся опросы аспирантов с целью, как контроля самостоятельной работы, так и с целью побуждения к осознанной работе по целенаправленной систематизации знаний.

Важным аспектом при систематизации знаний являются консультации преподавателя, который на каждом занятии должен обращать внимание аспирантов на ключевые вопросы каждой темы и на взаимосвязь тем между собой.

8.5. Методические рекомендации обучающимсяпо написанию рефератов

Написание рефератов по дисциплине является одной из важнейших форм научно-исследовательской работы аспиранта. Написание реферата является обязательным компонентом учебного процесса в аспирантуре и призвано показать умение аспиранта работать с научной литературой и источниками.

Реферат должен показать уровень историко-теоретических знаний аспиранта и умение работать с памятниками политико-правовой мысли, нормативными актами, научно-исследовательской литературой, а также навыки в правильном оформлении текста и логическом изложении фактического материала и самостоятельных обобщениях. Этому способствуют знания, полученные аспирантом в рамках учебных историко-правовых дисциплин и истории политических и правовых учений. Для полного раскрытия темы необходимо правильно разграничивать предмет и методы исследования истории государства и права зарубежных стран и Всеобщей истории.

Особую значимость в процессе написания реферата имеют диалектический, исторический, сравнительный, анализа и синтеза и другие методы научного познания.

Соответственно реферат аспиранта должен:

1. Носить творческий и самостоятельный характер;

2. Отвечать требованиям логического и доказательного изложения фактического материала;

3. Иметь целенаправленность;

4. Содержание работы и её выводы должны быть приведены в систему;

5. Содержание должно носить историко-правовой характер, т.е. содержать юридическую терминологию и ссылки на правовые источники;

6. Быть правильно оформленным и соответствовать требованиям, предъявляемым к написанию письменных работ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: