Эта теория включает в себя следующие основные идеи и предпосылки:
- люди постоянно ощущают какие-то потребности;
- люди испытывают определённый набор сильно выраженных потребностей;
- группы потребностей находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу;
- потребности побуждают человека к действиям, если они не удовлетворенны; удовлетворенные потребности больше не мотивирует людей;
- если одна потребность удовлетворена, то её место занимает другая, не удовлетворенная потребность;
- обычно человек ощущает несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии;
- потребности, находящиеся ближе к основанию, требуют первостепенного удовлетворения;
- потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как удовлетворены потребности более низкого уровня;
- потребности более высокого уровня могут быть удовлетворенны большим числом способов, чем потребности нижнего уровня.
В соответствии с теорией Маслову существуют пять различных групп потребностей, которые располагаются иерархично в виде пирамиды:
- физиологические потребности;
- потребности к безопасности;
- потребности к принадлежности и причастности;
- потребности к признанию и самоутверждению;
- потребности к самовыражению.
Физиологические потребности - это потребности в пище, в воздухе, в воде и т.д., т.е. это те потребности, которые порождены в физиологии человека и которые человек должен удовлетворять. Сотрудники, работающие в основном по причине удовлетворения физиологической потребности, мало интересуется содержанием работы, уделяя всё своё внимание оплате условиям труда, для управления такими сотрудниками необходимо, чтобы размер заработанной платы обеспечивал им выживание;
Потребности к безопасности - потребности этой группы связаны со стремлением и желанием людей в стабильном и безопасном состоянии. Сотрудники, испытывающие эту потребность, стремятся избегать волнений. Они оценивают свою работу, в первую очередь, с точки зрения обеспечения или стабильного существования в будущем, для них важны гарантии работы, медицинское обслуживание. Для управления такими сотрудниками следует создавать надёжную систему социального страхования, оплачивать их труд выше прожиточного уровня и не привлекать их к принятию рискованных решений;
Потребности к принадлежности и причастности – потребность этой группы связаны со стремлением участников сотрудников участвовать в общественных мероприятиях. Сотрудники, для которых эти потребности являются ведущими, рассматривают свою работу как принадлежность к коллективу. Руководство организации по отношению к таким сотрудникам должны соблюдать форму дружеского партнёра;
Потребности к признанию и самоутверждению – потребность этой группы связаны с желанием сотрудников быть компетентными, уверенными в себе, а так же с желанием того, чтобы окружающие признавали их такими и уважали их. Сотрудники, для которых данная потребность является ведущей, стремятся к лидерскому положению или положению призванного авторитета при решении поставленных задач. При управлении такими сотрудниками надо использовать различные формы выражения признания их заслуг;
Потребности к самовыражению – потребности этой группы связаны со стремлением сотрудников к наиболее полному использованию своих знаний, способностей, умении, навыков. При управлении такими сотрудниками необходимо:
- поручать им сложную, важную работу, требующую полную отдачу;
- давать оригинальные задания, позволяющие использовать свои способности;
- предоставлять большую свободу в выборе средств решения задач.