4.1. Источники информации и знаний об истории Великой Отечественной войны.
Наиболее важными источниками информации и знаний об истории Великой Отечественной войны для студентов выступают школа и вуз – этот источник информации отметили 69,5% всех опрошенных студентов. Частота выбора данного варианта ответа коррелирует с ответами на вопрос о том, в каких именно сферах история Великой Отечественной войны подается наиболее объективно. Чаще всего студенты указывали на сферу высшего образования (64,4%) и сферу школьного образования (20,7%)[1]. Результаты эмпирических замеров свидетельствует о достоверности и надежности полученных данных.
Второе место по значимости из источников информации об истории войны занимает документальные фильмы по тематике войны (исторические расследования и т.п.) – 64,4% всех опрошенных студентов. Эти результаты подтверждают ранее написанный тезис о предпочтительном виде удовлетворения познавательной потребности – пассивном виде.
Также студентами были отмечены такие источники информации об истории войны как:
|
|
· Художественная литература о войне – 33,3% опрошенных;
· Встречи с ветеранами ВОВ – 32,8% опрошенных;
· Художественные кинофильмы – 32,8% опрошенных.
Предположим, что в данном случае поиск информации был заложен школой. Как правило с художественной литературой преимущественно знакомят в школе или семье. Встречи с ветеранами войны также организует школа. В какой-то степени в данном случае ответы респондентов имеют некий оттенок инерционности. Необходимо отметить, что наиболее важным источником информации для современных студентов является и кинематограф (32,8%), более того, в в сферах, где по мнению студентов наиболее правдиво и объективно подается история Великой Отечественной войны кинематограф находится на третьем месте (13,8%)[2].
Подведем промежуточный итог. Следует отметить, что школа является значимым институтом формирования представлений будущих студентов о Великой Отечественной войны, помимо этого стоит выделить и кинематограф. Но прежде всего, студенты доверяют преподавателям своего факультета, можно говорить о том, что для студентов, преподаватель является «лидером мнений».
Более подробная информация представлена в таблице 12.
Таблица 12.
Отметьте наиболее важные для Вас источники информации, из которых Вы получаете знания об истории Великой Отечественной войны | % |
1. Школа и вуз | 69,5 |
2. Документальные фильмы | 64,4 |
3. Художественная литература о войне | 33,3 |
4. Встречи с ветеранами ВОВ | 32,8 |
5. Художественные кинофильмы | 32,8 |
6. Музеи, воинские мемориалы | 29,9 |
7. Рассказы родителей, и знакомство с семейными "архивами" | 28,7 |
8. Средства массовой информации (газеты, журналы, телепередачи) | 22,4 |
9. Интернет-источники | 22,4 |
4.2. Мнения студентов ЮФУ о фальсификации истории Великой Отечественной войны: частота, причины, сферы.
|
|
История, как и ряд других наук гуманитарного направления, порой является объектом манипулирования различными заинтересованными группами или индивидами, выступают объектами фальсификаций, выгодных политических подтасовок и интерпретаций, нередко и откровенной лжи.
В этой связи был задан вопрос о том, что думаю студенты о подлинности, объективности и правдивости подачи истории Великой Отечественной войны. Подавляющее большинство, реалистично оценивает сложившуюся ситуацию и считает, что факты частично искажаются или фальсифицируются – 74.1% всех опрошенных студентов. По мнению 16,1% опрошенных студентов факты искажаются в большей степени. Незначительный процент опрошенных студентов считает, что история Великой Отечественной войны сегодня освещается объективно и честно – 2,9% опрошенных студентов.
Более полная информация представлена в таблице 13.
Таблица 13.
Как Вы считаете, каким образом подается история Великой Отечественной войны обществу через различные источники информации и средства коммуникации? | % |
1. Факты частично искажаются (фальсифицируются) | 74,1 |
2. Факты искажаются в большей степени | 16,1 |
3. Освещается объективно и честно | 2,9 |
4. Факты искажены и сфальсифицированы полностью | 1,7 |
5. Затрудняюсь ответить | 5,2 |
Среди студентов, сегментированных по факультетам, различий не наблюдается. Мнения студентов практически совпадают. Более полная информация представлена в диаграмме 7.
Диаграмма 7. Распределения на вопрос: Как Вы считаете, каким образом подается история Великой Отечественной войны обществу через различные источники информации и средства коммуникации?
Исходя из дальнейшей логики исследования рассматриваются распределения ответов студентов на вопрос о том, в какой сфере наиболее часто встречаются примеры искажений и фальсификаций. Вполне естественно, что молодежь чаще всего упоминала отечественное телевидение – 60,1% опрошенных студентов; Интернет – 46,2% опрошенных; кинематограф – 44,5% опрошенных студентов, в сфере школьного образования – 27,7% опрошенных студентов. Данные корелируются с «эмпирикой», представленной в таблице 15, в которой представлены данные, как уже отмечалось ранее, о том, что сфера высшего образования обладает наибольшим «рейтингом доверия» студентов ЮФУ.
Информация представлена в таблицах 14.
Таблица 14.
На Ваш взгляд, в какой сфере наиболее часто встречаются примеры искажений, фальсификаций фактах и событиях Великой Отечественной войны? | % |
1. На ТВ (в передачах, ТВ-сериалах) | 60,1 |
2. В Интернете | 46,2 |
3. В кинематографе | 44,5 |
4. В средствах массовой информации | 41,0 |
5. В сфере школьного образования | 27,7 |
6. Во всех сферах | 7,5 |
7. В сфере высшего образования | 3,5 |
8. Другое | 2,3 |
9. Ни в какой | 0,6 |
10. Затрудняюсь ответить | 3,5 |
По Вашему мнению, в какой из перечисленных сфер наиболее объективно, правдиво излагаются факты, интерпретируются события Великой Отечественной войны? | % |
1. В сфере высшего образования | 64,4 |
2. В сфере школьного образования | 20,7 |
3. В кинематографе | 13,8 |
4. В Интернете | 9,8 |
5. На ТВ (в передачах, ТВ-сериалах) | 8,0 |
6. В средствах массовой информации | 6,3 |
7. Во всех сферах | 1,1 |
8. Другое | 4,0 |
9. Ни в какой | 6,9 |
10. Затрудняюсь ответить | 9,8 |
Причины по которым искажения и фальсификации истории войны имеют место быть, по мнению большинства студентов ЮФУ достаточно прозаична – материальные и иные выгоды. Так считают 43,1% всех опрошенных студентов. Другой причиной, отмечавшейся студентами является – демонстрация собственной лояльности исполнителей (историков, публицистов, журналистов) определенным политическим группам – 36, 2% опрошенных студентов. Третья причина банальна – профессиональная некомпетентность и дилентантизм. Эту причину отмечали 34,5% опрошенных студентов.
|
|
Более полная информация представлена в таблице 15.
Таблица 15.
По Вашему мнению, каковы основные причины искажений и фальсификации событий истории Великой отечественной войны в учебниках истории школ и вузов, кинематографе, СМИ? | % |
1. Явная ложь из-за материальных и иных выгод | 43,1 |
2. Демонстрация лояльности определенным политическим группам | 36,2 |
3. Профессиональная некомпетентность и дилетантизм | 34,5 |
4. Следование авторитету западных учёных-историков | 27,0 |
5. Следование авторитету отечественных ученых-историков | 18,4 |
6. Другое | 4,0 |
7. Затрудняюсь ответить | 14,9 |
4.3. Пропагандистские мифы периода Великой Отечественной войны и Второй Мировой войны в оценках студентов ЮФУ.
Отношение к фальсификации истории Великой Отечественной войны проясняется сквозь призму восприятия и оценивания существующих пропагандистских тезисов, на основе которых разворачивается конструкт «новой» истории Второй Мировой войны. В политико-историческом дискурсе есть очень широкий спектр так называемых «белых пятен», «обойденных тем», активно обсуждаемых на телевидении, в Интернете, в печатных СМИ, в научной сфере.
Для настоящего исследования были отобраны несколько подобных «тем» обсуждения. Одной из таких тем стало – обвинение СССР в развязывании Второй Мировой войны.
Абсолютно не согласны с этим – 46,6% всех опрошенных студентов; признают, что отчасти справедливы эти обвинения, а отчасти не справедливы 36,8% опрошенных студентов; считают, что справедливы полностью 1,1% опрошенных студентов.
Информация представлена в таблице 16.
Таблица 16.
На Ваш взгляд справедливы ли обвинения СССР в развязывании Второй Мировой Войны? | % |
1. Не справедливы абсолютно | 46,6 |
2. В чем то справедливы, в чем то нет | 36,8 |
3. Справедливы полностью | 1,1 |
4. Затрудняюсь ответить | 15,5 |
Среди студентов исторического факультета и факультета социологии и политологии мнения относительно справедливости обвинений СССР в развязывании Второй Мировой войны зафиксированы следующие результаты – если считающих, что любые обвинения несправедливы абсолютно примерно одинаковое количество на факультете социологии и историческом факультете (47% и 46% соответственно), то согласных с частичностью обвинений студентов исторического факультета больше (43%), чем студентов социологов (31%). Обратим внимание, что затруднившихся с ответом среди социологов больше, чем историков.
|
|
Соответственно по данному вопросу мнения студентов практически оказались разделенному поровну.
Информация представлена в диаграмме 8.