Основной способ психологической защиты населения является – психологическая подготовка. Данный вид подготовки должен начинаться уже в детском возрасте.
В критических ситуациях решающая роль принадлежит моральной закалке и психологической готовности. Они определяют способность к осознанным уверенным и расчетливыми действиям в решающие моменты. Стихийные бедствия, аварии и катастрофы и их трагические последствия требуют от взрослых и детей самообладания, психологической стойкости, выдержки и решительности.
Чтобы ослабить негативное воздействие на детей трагических событий, нужна целенаправленная психологическая подготовка, основными направлениями которой являются:
1. обучение с детского возраста поведению в условиях чрезвычайных ситуаций;
2. физическая подготовленность - повышает устойчивость к психическим травмам;
3. воспитание чувства долга, ответственности и взаимовыручки;
4. выработка умения предвидеть возможность возникновения чрезвычайных ситуаций и избегать попадания в них;
|
|
5. использование аутотренинга и самовнушения: мысленно представить случившееся и решить три задачи:
· подавить чувство страха;
· составить план и последовательность действий;
· начать действовать - точно, быстро и решительно.
Стрессом можно управлять. Так, в подростковом периоде должны формироваться самосознание, чувство собственного достоинства, уверенность в себе, жизненные интересы. Для реализации этих задач необходимо научить подростков управлять своей психикой и поддерживать стресс на оптимальном уровне. Это поможет им выстоять в любой экстремальной ситуации.
При подготовке к катастрофе необходимо пользоваться основными видами техники управления страхом:
1. Десенситизация (разработана Уолпом в 1969 г.). Направлена на снижение чувствительности к ситуации, которая вызвала страх, и обучение релаксации расслаблению.
2. Имплозивная терапия, или терапия «взрыва». Пациента просят представить травмирующее событие, в ходе которого он переживает экстремальный страх или тревогу.
3. Моделирование — наблюдение за опытом чужого переживания. Человеку нужно продемонстрировать модель бесстрашного поведения в ситуациях, которые его испугали.
4. Техника взаиморегуляции эмоций. Как любая эмоция, страх может ослабнуть или отступить под воздействием другой эмоции, злости, гнева.