Стадии человеческой жизни и психосоциального развития по Э. Эриксону

Таблица 1.1.

Возраст, стадия развития (Фрейд/Эриксон) Ритуал Важнейшие объекты отношений Результат развития Положительный полюс Отрицательный полюс
1 стадия: 0-1 год Оральная стадия/ базовое доверие - недоверие Взаимность Мать Доверие или недоверие к миру и к себе. Первые защиты: проекция, интроекция. Имя, начало биографии.   Базовое доверие: взаимная любовь и признание родителей, привязанность, удовлетворение потребностей ребенка. Признаки: глубокий спокойный сон, легкое кормление, общая ненапряженность органов ребенка, нет гипертонуса. Шпиц: это возможно при выполнении 2 условий: мать готова к материнству и ребенок нормален, полноценен. Недоверие к себе и к людям, к миру. Игнорирование ребенка, пренебрежение его потребностями. Слишком раннее или резкое отлучение от груди. Эмоциональная изоляция.
2 стадия: 1-3 года Анальная стадия/ автономия - стыд, сомнение Различение добра и зла Родители Формируется воля и стремление к самостоятельному принятию решений. Работают модусы удержания и отпускания: затем - информации, эмоций, людей, денег, знаний и т.д. Обнаруживает, что есть спина. Поощряющий контроль и поддержка формируют у ребенка уверенность в себе. Ребенок самостоятелен, но еще зависит от родителей. Сомнение в себе, гипертрофированное чувство стыда.Ребенок чувствует свою неприспособленность, сомневается в св.способностях. Слабо развита речь, отстают двигательные навыки. Появляется замкнутость. Может вырасти человек истерического самоограничения или, наоборот, асоциальный - с желанием ослепить весь мир.
3 стадия: 3-6 лет Фаллическая стадия/ инициатива - вина Ритуал проигрывания ролей (появляется своя референтная группа или нет) Братья, сестры Действует модус вторжения. Познание мира, воображение, больше свободы, настойчивость, спектр целей. Формируется инициатива.Активность: живое воображение, изучение окр.мира, включение в полоролевое поведение. Эдипов комплекс порождает чувство вины. Появляется Супер-Эго. Авторитетный стиль воспитания ведет к успеху в прохождении эдипова комплекса.   Пассивность, гипертрофированная вина.Отсутствие инициативы, инфант.чувство зависти к др.детям, подавленность, отсутствие признаков полоролевого поведения.
4 стадия: 6-12(13) лет Латент/компетентность - недостаточность(или трудолюбие - чувство неполноценности) Совершенство исполнения Школа (латентная группа), учителя Практика, умелость. Овладевает символами культуры. Сублимация в деятельность плюс фантазии. Процесс консолидации Эго. При поощрении успехов и ситуации успешности в начальных классах, ребенок вырастает трудолюбивым. Появляется выраженное чувство долга, стремление к достижениям. Развиваются коммуникативные умения. Ставит и решает реальные цели, фантазия и игры активны. Чувство неполноценности: слабо развитые трудовые навыки, избегание сложных задач, соревновательности. Острое чувство неполноценности, конформность, рабское поведение, чувство тщетности прилагаемых усилий.
5 стадия: 13-21(23) Пубертат/идентичность - смешение ролей Идеологический ритуал Группа сверстников Физ.рост и половое созревание, озабоченность как выглядит в глазах других, поиск профессионального призвания. Возврат к конфликтам предыдущих стадий - шанс их пройти успешно Формирование половой идентичности, социальной идентичности. Жизненное самоопределение: развитие временной перспективы: каким и кем хочу быть? Активный поиск себя, экспериментирование в разных ролях. Четкая гендерная поляризация. Лидерство в группах сверстников, и при необходимости подчинение им. Путаница ролей:смещение и смешение временных перспектив, мысли о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознание - гипертрофирована, в ущерб другим интересам. Полоролевая фиксация. Смешение норм полоролевого поведения.
6 стадия: до 25-30 лет Генетальная/ интимность- изоляция - Другой (любимые, друзья) Формируется верность. Формируется круг друзей и появляется семья. Формируется близость, интимность - способность к душевной теплоте, пониманию, доверию. Качественные социальные контакты. Привязанность и общность с другими. Изоляция, страх утраты своего Я, боязнь быть поглощенным, обесценивание семьи.
7 стадия: до 64 лет (Воспроизводство)/ созидательность-застой - Дети, семья Разрешается противоречие между способностью к развитию и медленным регрессом личности Генеративность: целеустремленность, продуктивность. Передача опыта: преподавание, психотерапия, помощь молодежи, реализация в творчестве, теплые отношения с детьми, внуками Стагнация: псевдоинтимность, личностная пустота, бессмысленность жизни, активная забота только о себе, регрессия.
8 стадия: (Зрелость)/ Интеграция Эго-отчаяние - Принадлежность поколению, человечеству   Нет страха смерти, нет сожаления о прошедшей жизни, нет агрессии к молодежи, благодарны родителям. Депрессия, агрессия и зависть к молодежи, неудовлетворенность жизнью, страх смерти.

Составитель: Анна М. Островская Для составления таблицы использовались следующие материалы: Конспекты лекций ВЕИП: Муханова Н.А. (Эго-психология, возрастная психология), Щеголев А.А. (неврозоология) Гуманистический психоанализ, Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен Детство и общество, Эрик Эриксон


Возрастная периодизация развития личности Л.С. Выготского. Приложение 1.

Задание 01. Соотнесите основные положения теории с их характеристиками.

Кризисные периоды Л.С. Выготский о стадиальности развития.

Таблица 1.2.

Причина кризиса - 1. переход от одной ступени развития к другой — это неизбежная ситуация развития.
2. назревшие противоречия между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения, которые уже не устраивают.
3. поведение взрослых и требования, которые они предъявляют.

Задание 02. Заполните пропуски в таблице.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: