Воображение и когнитивные процессы

Воображение является познавательным процессом, специфика которого состоит в переработке прошлого опыта. И мышление, и воображение возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностями личности. Основу обоих процессов составляет опережающее отражение. Различие состоит в том, что отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее. Использование того или иного процесса диктуется, прежде всего, ситуацией: творческое воображение работает, в основном, на том этапе познания, когда неопределенность ситуации достаточно велика. Таким образом, воображение позволяет принимать решения даже при неполноте знания.

В своей деятельности воображение использует следы прошлых восприятий, впечатлений, представлений, то есть следы памяти - энграммы. Генетическое родство памяти и воображения выражается в единстве составляющих их основу аналитико-синтетических процессов. Воображение тесно связано с эмоциональной сферой. Эта связь имеет двойственный характер: с одной стороны, образ способен вызвать сильнейшие чувства, с другой — возникшая однажды эмоция или чувство может стать причиной активной деятельности воображения.

См. также: Креативность. Мечта. Сила воображения. Фантазия.


Задание 46. Впишите доказательные комментарии возрастных особенностей воображения младшего школьника по предложенным характеристикам.

Таблица 34

Характеристика воображения Комментарии к возрастным особенностям
1 Представление действительности в образах, дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами.  
2 Формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности.  
3 Участие в произвольной регуляции познавательных процессов (управление воспоминаниями).  
4 Регулирование эмоциональных состояний (защитная функция).  
5 Воображение как основа для художественного и технического творчества (литература, живопись, скульптура, изобретательство).  
6 Создание образов, соответствующих описанию объекта (когда человек старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал).  
7 Продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность).  

Воображение младшего школьника

(опорный материал)

Дошкольное детство, первые годы обучения в школе, когда ведущей деятельностью ребенка остается игра, характеризуется бурным развитием процессов воображения. Необходимый элемент игры - воображаемая ситуация, вводимая при помощи слов «как будто», - представляет свободное, не стесняемое правилами логики и требованиями правдоподобия преобразование накопленного ребенком запаса представлений. Фантазии выступают как программа игровой деятельности - воображая себя космонавтом, ребенок строит соответственно свое поведение и поведение играющих с ним сверстников. Ролевые игры позволяют ребенку углублять и закреплять ценные качества личности (смелость, решительность, организованность, находчивость); сопоставляя свое и чужое поведение в воображаемой ситуации с поведением представляемого реального персонажа, ребенок учится производить необходимые оценки и сравнения.

Воображение, имеющее исключительно важное значение для осуществления и организации деятельности, само формируется в различных видах деятельности и затухает, когда ребенок перестает действовать. На протяжении дошкольного детства происходит постепенное превращение воображения ребенка из деятельности, которая нуждается во внешней опоре (прежде всего на игрушки), в самостоятельную внутреннюю деятельность, позволяющую осуществлять элементарное словесное (сочинение сказок, историй и стихов) и художественное (рисунки) творчество. Воображение ребенка развивается в связи с усвоением речи, а следовательно, в процессе общения со взрослыми людьми. Речь позволяет детям представлять предметы, которые они никогда до этого не видели. Показательно, что задержки в речевом развитии сказываются и на развитии воображения и ведут к его отставанию, обеднению.

К сожалению, современные технологии при всей польз своих разработок, несут существенный вред. Дети перестают фантазировать. Появление телевидения и обилие красочных игрушек изменили детские игры. Девочкам не надо моделировать одежду для куклы из лоскутов, придумывать украшения из цветов и ягод рябины – в комплекте идет полный набор аксессуаров. Пластмассовые пистолеты моргают разными огоньками, стреляют игрушечными пульками и даже издают воинственные крики за ребенка. Это красочно и удобно, но совершенно не оставляет места для фантазии.

Другая проблема – дети почти не играют самостоятельно. Большую часть времени их действия регулируются взрослыми, они смотрят телевизор или играют в компьютерные игры. В результате они не умеют себя занять даже на короткое время, ребенок не может самостоятельно придумать какой-либо сюжет или видоизменить игру. Без умения моделировать ситуации, ребенок не научиться самостоятельно мыслить, во взрослой жизни он не сможет принимать самостоятельные решения и искать пути выхода при сложных обстоятельствах.

Задание 47. Дайте объяснение ситуациям.

1. Существует мнение, что воображение детей развито лучше, чем у взрослого.

Верно ли это утверждение? Дайте психологический анализ воображению школьника.

2. Можно ли считать, что приведенные ниже ситуации имеют прямое отношение к деятельности воображения?

А. Приповреждении гипоталамо-лимбической системы у человека могут происходить характерные расстройства психики: возникает впечатление, что его поведение не регулируется определенной программой и состоит из серии отдельных актов, впрочем, самих по себе достаточно сложных и целостных. Если такого больного послать в магазин и дать ему список покупок, то он выполнит задание достаточно аккуратно. Но, закончив покупки, он уже не сможет понять, что надо с ними делать, и станет бесцельно бродить, пока не получит новую инструкцию «Иди домой!» или пока не наткнется на какой-либо предмет, который вызовет у него привычные реакции, например на зеленый цвет светофора.

Б. «Людмила В., 16 лет, ученица средней школы, здоровая, трудолюбивая, усидчивая (по словам мамы), обратилась с жалобами на «панический страх», который с некоторых пор стал овладевать ею перед классными письменными работами; задолго до предстоящей письменной работы у неё развивается состояние внутренней тревоги, с болезненн0-напряженным ожидание «чего-то неотвратимо страшного» Вместе с тем в эти дни отмечается резко сниженный аппетит, плохой сон, не может готовить уроков. Во время самой письменной работы испытывает состояние растерянности, не может сосредоточиться, причем «все происходит как в тумане». Вследствие этого делает много необычных для нее описок и грубых грамматических ошибок по тем правилам грамматики, которые прекрасно знает. На этой почве наступили конфликтные отношения с учителем, в результате чего возникло тяжелое невротическое состояние с мыслями о «бесперспективности» обучения. В тоже время такие письменные работы в домашних условиях пишет вполне хорошо, без волнения и ошибок.

Проведенная беседа вскрыла психическую травму: девочка была переведена из одной школы в другую, в новой школе учитель русского языка встретила ее недружелюбно и при устных ответах (у доски) давала ей слишком сложные задания. Но с устными ответами девочка справлялась. Однако во время первой же письменной работы учитель, подойдя к ней, резко бросила фразу: «Языком ты крутишь хорошо, а вот посмотрим, как напишешь!» девочка сразу сильно взволновалась, почувствовала, что ее «охватило жаром»: руки, лицо и все тело вспотели, в голове «пошел туман», и вся работа была написана ею как в тумане: «Что написала – не помню!» А при известии о плохой отметке, учитель сказала: «Я так и знала!», у девочки «Внутри все осунулось, и снова появился туман в голове». С этого дня и возник страх перед классными письменными работами.






Подборка статей по вашей теме: