Менеджмент как наука

Вторая мировая война послужила катализатором дальнейшего ускоренного развития теории и практики процессов управления. Чрезвычайно сложные проблемы поддер­жания благосостояния всего мира побуждали ученых и менеджеров к дальнейшим изысканиям, внедрению более сложных методов руководства. Менеджмент стал рассматриваться как наука. Новое направление отличалось от предшествующих широким применением в принятии управленческих решений математических и стати­стических методов и других количественных дисциплин. Во время войны были созда­ны группы, включающие в себя математиков, физиков и других ученых, призванные решать проблемы, которые зачастую сводились к задачам быстрого и эффективного перемещения больших объемов материалов и людей (весьма актуальным и для круп­ных коммерческих организаций). Впоследствии результаты деятельности этих групп послужили фундаментом новой концепции менеджмента, получившей известность как исследование операций (построение математических моделей и применение дру­гих методов количественного анализа для решения проблем управления).

Под операционным менеджментом сегодня понимают область менеджмента, не­посредственно связанную с процессами и технологиями производства товаров и ус­луг. Для решения производственных задач специалисты по операционному менедж­менту широко используют математические методы, и прежде всего прогнозирование, моделирование запасов, линейное и нелинейное программирование, теорию массово­го обслуживания, построение графиков производства, моделирование, анализ безу­быточности.

Относительно новой областью менеджмента являются управленческие информационные системы, призванные своевременно и эффективно (с точки зрения затрат) обеспечивать менеджеров необходимыми им данными и сведениями. Полномасштабное развитие управленческих информационных систем связано с созданием быстродействующих компьютеров и их сетей; потенциал этого направления только пред­стоит раскрыть.

Во многих современных организациях имеются отделы, состоящие из специалистов по научным принципам управления, которые решают всевозможные, допускающие применение количественного анализа задачи. Когда для минимизации издержек хранения запасов в сети универмагов Sears используются компьютерные модели, это означает, что торговая компания применяет количественный подход к менеджменту. Аналогичное утверждение справедливо и в отношении компании АТ&Т, в которой целью ускорения разработки новых систем связи было внедрено сетевое планиро­вание.

Многие организации весьма эффективно используют такой специфический ме­тод менеджмента, как теория массового обслуживания, предполагающий использова­ние математического аппарата для минимизации времени ожидания клиентов в оче­редях.

                        Обучающаяся организация → → →
                      Управление тотальным качеством → →
                    Ситуационные воззрения → → →
                Теория систем → → →  
              Направление менеджмента как науки → → →  
            Гуманистическое направление → → →    
Классическое направление менеджмента → → →            
                           

Рис. 2.4. Эволюционное развитие принципов управления

Она применялась, например, для анализа движения автотранспорта через туннель Линкольна в Нью-Йорке, расчета числа пунктов оплаты проезда на платных дорогах. На основе этой теории была создана система единой очереди ко всем кассирам, широко применяемая в банках. В больнице Wesley Long Community Hospital (штат Северная Каролина, США) с помощью теории массового обслуживания был проведен анализ измерительного оборудования, применяемого в беспроводных мо­ниторах сердечной активности, что позволило приобрести ровно столько измеритель­ных систем, сколько необходимо для контроля за пациентами, не потратив ни едино­го лишнего цента из весьма ограниченного бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: