Основные различия пяти мировых религий

Религия Ценности в обществе, диктуемые религией
1. Отношение к труду
Протестантизм Труд - это доблесть и долг; работа – это средство против искушений, человек наказан ею за грехи; труд приближает к Богу
Ислам Любой труд почетен; работа – это источник роста социального капитала, это средство развития
Православие Труд помогает достичь высокую цель, в противном случае в нем нет необходимости; трудолюбие порывами, максимальная отдача в трудных условиях
Буддизм Упорный труд – залог самосовершенствования; труд – это культ; приветствуется трудоголизм
Конфуцианство Сходство с буддизмом; приветствуется трудиться с полной отдачей сил и способностей
2. Отношение к деньгам
Протестантизм Приветствуется накопление и приумножение богатства в течении всей жизни; нажива – это цель, но во имя Бога; деньги – это оценка работы: лучше работаешь – больше денег – более угоден Богу
Ислам Деньги – это средство, а не цель, поэтому всегда находятся в обращении; отрицается накопление капитала и ростовщичество, развита торговля; богатство – это социальный капитал, оно преходяще
Православие Богатство – это зло; деньги – это средство, а не цель: легко пришло – легко ушло
Буддизм Деньги и нажива не являются ценностями в данных культурах
Конфуцианство Деньги – это земная тяжесть
3. Отношение к власти
Протестантизм Примирение с местом, которое дал Бог в этом мире, и подчинение власти; богатство приносит власть
Ислам Лидер – это посланник Аллаха; высокие стандарты уважения; власть используется для установления справедливости
Православие Власть дана Богом; патриархальная лидерская культура; в управлении присутствует деспотизм и дотошная система контроля; предпочтение полуформального регулирования и неподчинения инструкциям
Буддизм Человек у власти – достойный, так как заслужил ее хорошим поведением в прошлой жизни
Конфуцианство Признание авторитетности власти, поскольку ею обладают высокоморальные и образованные люди
4. Роль иерархии и статуса
Протестантизм Статус определяется достижениями; иерархия преодолима
Ислам Все люди равны, а статус определяется сословной и семейной принадлежностью; приветствуется иерархичность
Православие Статус и иерархия – значимы и акцентируются в обществе
Буддизм Иерархия – нечто обязательное, на чем держится общество; статус соответствует возрасту
Конфуцианство Статус играет важную роль, приветствуется смирение и покорность
5. Отношение к частной собственности
Протестантизм Собственность неприкосновенна
Ислам Права собственности не являются священными, они размыты
Православие Права собственности не уважаются, все считается общим
Буддизм Групповая культура: права собственности не акцентированы
Конфуцианство Права собственности не акцентированы – групповая культура
6. Отношение ко времени
Протестантизм Время – линейно, является ресурсом, им дорожат: потеря времени – это потеря денег, отсюда - пунктуальность и точность
Ислам Цикличное восприятие времени, замедленность течения, допускаются опоздания
Православие Время – относительно, возможны опоздания
Буддизм Время циклично, отсюда неторопливость ведения переговоров и тщательное обдумывание решений
Конфуцианство Сходство с буддизмом
7. Ориентация во времени – прошлое, настоящее, будущее
Протестантизм Устремленность в будущее; свое будущее человек делает сам; важны тщательные планы и расчеты на будущее
Ислам Погруженность в прошлое, подчинение судьбе; человек не волен влиять на события и обстоятельства, будущее ему неподвластно
Православие Ориентация на прошлое; отсутствие планирования и прогнозирования; жизнь «сегодняшним днем», но уважение старших, их статуса и заслуг
Буддизм Связь с прошлым; важное значение имеет ритуал, уважение старшинства
Конфуцианство Связь с прошлым, дань традициям; будущим невозможно управлять – оно непредсказуемо
8. Восприятие перемен
Протестантизм Положительное восприятие перемен
Ислам Адаптация к ним, но стремление сохранить традиции
Православие Культура недостаточно динамична, но не отрицает перемен
Буддизм Новое воспринимается положительно, но с ориентацией на традиции
Конфуцианство Дань традициям, сдержанное отношение к новому
9. Норма накопления
Протестантизм Высокая норма
Ислам Средняя норма
Православие Низкая норма
Буддизм Высокая норма
Конфуцианство Средняя норма
10. Эффективность
Протестантизм Главное – это достижение, результат
Ислам Ориентация на процесс, а на результат – неявным образом
Православие Отсутствует целенаправленность, ориентация на процесс
Буддизм Процесс должен быть результативным
Конфуцианство Гармония процесса и результата
11. Социальная единица
Протестантизм Индивидуум
Ислам Семья
Православие Община
Буддизм Группа
Конфуцианство Группа
12. Стиль поведения
Протестантизм Индивидуализм, динамичность, агрессивность, личная ответственность
Ислам Семейственность, клановость
Православие «Соборность», слабо выраженные личное сознание и ответственность, пассивность, но терпение за высокую идею
Буддизм Конформизм, отождествление себя с группой, поиск консенсуса, учтивость, терпение
Конфуцианство Коллективизм, гармония
13. Связи
Протестантизм Формальные
Ислам Неформальные
Православие Неформальные
Буддизм Неформальные
Конфуцианство Неформальные
14. Нормы экономической деятельности
Протестантизм Все строится на контрактных отношениях, рациональности и личном интересе
Ислам Справедливость, надежность; важное значение имеет дружба, имя, родственные и социальные связи
Православие «Радость нарушения» норм, изобретательность, нетривиальность сознания
Буддизм Аскетизм и бережливость, справедливость, чувство долга, скромность, сдержанность
Конфуцианство Умение приспосабливаться, конформизм и дуализм

Деловую культуру США чаще всего связывают с протестантской этикой, деловую культуру Арабского Востока – с мусульманской этикой, то есть с исламом, культуру организаций Японии – с буддийской и конфуцианской этикой. Конфуцианские страны - это: Япония, Сингапур, Южная Корея, Китай, островная китайская провинция Тайвань, бывшая колония Британии – Гонконг. В этих регионах присутствует конфуцианская трудовая этика, требующая трудолюбия, дисциплины и ответственности.

Глава 7: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: