Основные понятия

Тема. Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте

В период дошкольного детства активно формируется самосознание ребенка. Формирование образа самого себя происходит на основе установления связей между индивидуальным опытом ребенка и информацией, которую он получает в процессе общения. В дошкольном возрасте развиваются самооценка, появляется потребность в признании не только со стороны взрослого, но и среди сверстников.

На протяжении дошкольного возраста ребенок присваивает поведенческие формы, интересы, ценности своего пола, формируется половая идентификация. В этот период ребенок открывает для себя существование своего индивидуального прошлого, настоящего и будущего.

Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придаёт определённую направленность всему поведению ребенка. Соподчинение приводит к тому, что разнообразные мотивы теряют равноправие, выстраиваются в систему, которая диктует индивидуальные особенности поведения.

Дошкольный возраст - возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями, хотя сфера их проявления остаётся ограниченной. В развитии волевых действий дошкольника можно выделить 3 взаимосвязанные стороны: развитие целенаправленности действий; установление взаимосвязи между целью действий и их мотивом; возрастание регулирующей роли речи.

Эмоциональное развитие дошкольника характеризуется не только возникновением новых чувств (нравственных, эстетических и др.), но и целым рядом качественных преобразований (осознанности, устойчивости, произвольности и др.).

Эмоциональный мир ребенка хрупок и неустойчив, что нередко приводит к возникновению эмоциональных нарушений: тревожности, страхов, агрессивности и др.

Развитие произвольности внешней и внутренней деятельности ребенка приводит к утрате его поведенческой непосредственности, разрушению социальной ситуации развития и старых форм отношений.

Вопросы для подготовки

1. Социализация и индивидуализация как основной путь развития личности в онтогенезе.

2. Личностные новообразования ребенка дошкольного возраста.

3. Развитие нравственного сознания ребенка.

4. Психолого-педагогические условия формирования характера ребенка.

5. Полоролевая социализация ребенка дошкольного возраста.

6. Кризис 7 лет. Новообразования кризиса.

Основные понятия

Индивид. Личность. Индивидуальность. Социализация. Индивидуализация. Произвольность. Волевые действия. Волевое усилие. Произвольное поведение. Иерархия мотивов. Соподчинение мотивов. Эмоциональные состояния. Эмпатия. Эмоциональная децентрация. Просоциальное поведение. Социальные эмоции. Нравственное сознание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: