Распределение учащихся начальной школы по группам здоровья

Волынец А. В.

МОУ гимназия №2, г Сургут

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя – логопеда.

Сохранение устойчивой тенденции увеличения в детской популяции количества детей, имеющих нарушения речи различной этиологии и степени выраженности, осложнение речевых проблем патохарактерологическим развитием личности, требует поиска новых организационных форм помощи и приёмов обучения для них. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Для исследования эффективности коррекции нарушений речи у младших школьников с использованием здоровьесберегающих технологий, первоначально нами было проанализировано распределение учащихся по группам здоровья. Контингент учащихся на момент исследования составлял 245 чел. С нарушениями устной и письменной речи – 42человека (17,1%). Анализ медицинских карт позволил получить следующие данные (см. таблицу №1):

Таблица. №1

Распределение учащихся начальной школы по группам здоровья.

  1-я группа 2 –я группа 3-я группа
Весь контингент 12,3% 69,4% 18,3
Из них дети с нарушениями речи - 12,9% 18,3

Данный анализ показывает, что логопункт гимназии посещают дети, которые имеют не только различные нарушения речи, но и большинство из них испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения, вследствие какого- либо заболевани я. Речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Речевые нарушения сочетаются с недостаточностью развития мелкой моторики, несформированностью пространственных отношений, недостаточностью временных понятий, восприятия цветов и оттенков, что в конечном итоге, без своевременной логопедической помощи, приводит к стойким специфическим ошибкам письменной речи и снижает возможность успешного обучения и по другим предметам.

Исходя из этого, насущными проблемами современной коррекционной педагогики являются: -Сохранение физического и психического здоровья детей с нарушениями речи. -Нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии. -Коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи. -Успешная социализация детей с дефектами речи.

Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

- Технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний (Динамические паузы, физминутки, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз)

- Коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия)

- Технологии обучения здоровому образу жизни (проблемно игровые методики, игротерапия, разные виды массажа и самомассажа.

В здоровьесберегающих технологиях используются группы приемов:

-Защитно-профилактические

-Компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная гимнастика; массаж, самомассаж; психогимнастика)

-Стимулирующие (приемы психотерапии, фитотерапии, цветотерапии, песочной терапии)

-Информационно-обучающие.

Стимулирующие приемы здоровьесбережения: на фоне комплексной логопедической помощи эти приемы не требуют особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. К стимулирующим приёмам относятся:

-приемы психотерапии:

Вся логопедическая работа пронизана психотерапевтической направленностью. Психотерапевтическое воздействие ведется с учетом особенностей личности ребенка, обусловленных речевыми нарушениями и ситуацией стойкой неуспеваемости. Основным средством моего психотерапевтического воздействия является слово. В процессе коррекционной работы провожу беседы, даю разъяснения, убеждаю, внушаю им уверенность в собственные силы, желание и стремление работать над своей речью, возможность преодоления дефекта, что в конечном итоге положительно влияет на результат логопедического воздействия.

-элементы песочной терапии:

В песочном мире ребенок чувствует себя защищенным, ему комфортно, поэтому пришла в голову идея перенесения части учебного материала на песок. Посредством песочной терапии происходит не только гармонизация психоэмоционального состояния, но и решаются непосредственно логопедические задачи: мощно развивается тактильно - кинестетическая чувствительность и мелкая моторика рук, более гармонично и интенсивно развиваются речь, мышление, восприятие, память, совершенствуются коммуникативные навыки ребенка. Используя песочную терапию, дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; дети чувствуют себя более успешными; на занятиях нет места монотонности и скуке; у первоклассников более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.

-элементы сказкотерапии

-облачение занятия сказочным сюжетом

-использование отрывков из сказок

-введение в занятие сказочного героя

-сочинение сказок.

Во время коррекционной работы, использование элементов сказкотерапии способствует обогащению словаря, автоматизации поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Во время работы над текстами сказок ребенок учится правильно придумывать, пересказывать, искать ответы на вопросы в тексте, что влияет на развитие связной речи. Драматизация сказки способствует развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности. Введение сказочного героя в логопедический процесс, который будет появляться на протяжении цикла занятий в разных уголках кабинета, способствует развитию положительных черт характера. В программу 1-го и 3-го классов включены сказки, известные детям с первого класса.Эффективность использование сказок в коррекции нарушений речи у младших школьников видна на графике (см. график№1)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: