В рамках Единой государственной системы экологического мониторинга решаются следующие задачи:
— разработка программ наблюдений за состоянием
окружающей природной среды на территории России;
— организация наблюдений и проведение измерений
показателей объектов экологического мониторинга;
т
— обеспечение достоверных и сопоставимых данных
наблюдений как в отдельных регионах, так и по всей тер
ритории РФ;
— сбор и обработка данных наблюдений;
— организация хранения данных наблюдений, созда
ние специальных банков данных;
— гармонизация банков данных и баз экологической
информации с международными эколого-информацион-
ными системами;
— оценка и прогноз состояния объектов окружающей
среды и антропогенного воздействия на них, природных
ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на
изменение состояния среды обитания человека;
— обеспечение доступности экологической информа
ции широкому кругу потребителей, включая население,
общественные движения и организации;
|
|
— информационное обеспечение органов управления
состоянием окружающей природной среды и природных
ресурсов, экологической безопасностью;
— разработка и реализация единой научно-техниче
ской политики в области экологического мониторинга.
Создание ЕГСЭМ осуществляется на основе территориально-ведомственного принципа, Предусматривающего максимальное использование возможностей уже существующих государственных и ведомственных систем мониторинга состояния окружающей природной среды, антропогенного воздействия, состояния биоты, экосистем, среды обитания человека.
С учетом установленного распределения функций между федеральными органами исполнительной власти, целей и задач экологического мониторинга в ЕГСЭМ осуществляется сопряжение на единой методической и информационной основе базовых функциональных и специальных подсистем мониторинга, а также систем обеспечения ЕГСЭМ.
К базовым функциональным подсистемам относятся системы мониторинга:
— состояния атмосферы, поверхностных вод суши,
морской среды, почв (Росгидромет);
— антропогенных воздействий и использования при
родных ресурсов (Минприроды и его территориальные
органы);
— земель (Роскомнедра);
— недр (Роскомнедра);
— наземной флоры и фауны (Минприроды и его тер
риториальные органы);
— состояния среды обитания человека (Госкомсан-
эпиднадзор).
Указанные органы исполнительной власти, их территориальные подразделения осуществляют координацию деятельности соответствующих отраслевых, ведомственных и объектовых служб мониторинга, выполняющих работы в рамках указанных базовых функциональных подсистем ЕГСЭМ, а также сбор и обобщение данных.
|
|
К базовым подсистемам относится мониторинг:
— лесов (Рослесхоз);
— водохозяйственных систем (Роскомвод);
— рыб, водных животных и растений (Роскомрыбо-
ловство);
— военных объектов (Минобороны);
— объектов атомной промышленности (Минатом).
В ЕГСЭМ могут функционировать другие специальные системы мониторинга.
К системам обеспечения ЕГСЭМ относятся:
— картографическое и геодезическое обеспечение (ре
ализуемое Роскартографии);
— метрологическое обеспечение измерений (Госстан
дарт);
— средства и системы космического мониторинга;
— системы связи и коммуникаций (соответствующие
федеральные органы и их территориальные подразделе
ния).
Конкретный механизм функционирования ЕГСЭМ определяется Положением о Единой государственной системе экологического мониторинга, утвержденным Прави-
тельством Российской Федерации, в котором определяются компетенция, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, предприятий и организаций, осуществляющих экологический мониторинг на основании специальной Государственной программы. ЕГСЭМ формируется на трех основных организационных уровнях — федеральном, субъектов Российской Федерации, локальном (объектном).
Территориальные системы экологического мониторинга (ТСЭМ) организуются в субъектах РФ и являются основными системообразующими элементами ЕГСЭМ (территориальными подсистемами ЕГСЭМ). Как и ЕГСЭМ в целом, ТСЭМ формируются на основе базовых функциональных и специальных подсистем при участии систем обеспечения соответствующего уровня. Кроме них на территориальном уровне функционируют локальные системы экологического мониторинга, формируемые предприятиями и организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории субъекта РФ.
ТСЭМ строятся в субъектах РФ по унифицированным методологическим принципам с целью обеспечения сопоставимости информации между отдельными подсистемами ЕГСЭМ и включают в себя как базовую сеть мониторинга федерального уровня, так и соответствующую сеть наблюдений за объектами, представляющими интерес непосредственно для данного субъекта Российской Федерации.
ТСЭМ решает задачи ЕГСЭМ на уровне субъектов РФ с учетом:
— мониторинга объектов как по показателям, имею
щим общефедеральное значение, так и по показателям,
специфичным для данной территории;
— выработки обобщенной информации для обеспече
ния информационных систем верхнего уровня иерархии
(регионального, федерального).
Данные, получаемые всеми звеньями территориального уровня ЕГСЭМ, собираются в специализированных центрах базовых функциональных и специальных подсистем мониторинга. Функции основного системообразующего центра ТСЭМ выполняет региональный информационно-аналитический центр (РИАЦ) территориального органа Минприроды, информационно связанный со всеми указанными центрами.
Для контроля функционирования объектов хозяйственной деятельности организуются системы мониторинга источников воздействия на окружающую природную среду и зон их непосредственного влияния (импактный мониторинг). Предприятия и организации, осуществляющие хозяйственную деятельность, оснащаются средствами контроля воздействий на окружающую среду, производимых в процессе функционирования предприятия. Системы контроля воздействий создаются за счет средств субъектов хозяйственной деятельности, которые обеспечивают их регламентное функционирование. Указанные системы контроля подлежат аттестации по правилам, утверждаемым руководящими органами ЕГСЭМ.
|
|
Региональный уровень ЕГСЭМ формируется субъектами Российской Федерации для решения задач экологического мониторинга, носящих региональный характер. При этом определяются подсистемы ЕГСЭМ, участвующие в формировании региональной системы. Целесообразность создания регионального уровня ЕГСЭМ определяется:
— необходимостью оценки состояния природных объ
ектов, анализа природных процессов и экологически не
благоприятных явлений, когда их границы не совпадают с
границами субъектов РФ;
— сложившейся структурой территориальных органов
ряда ведомств;
— целесообразностью создания мощных региональных
функциональных органов, способных обслуживать ряд
субъектов РФ.
Федеральный уровень ЕГСЭМ образован центральными органами федеральной исполнительной власти, подведомственными им научными и производственными организациями, осуществляющими функции информационно-аналитических центров ЕГСЭМ. На федеральном уровне на ЕГСЭМ возложены функции:
— интеграции экологической информации, получае
мой на уровне субъектов РФ и на федеральном уровне ве
домственных систем;
— информационной поддержки процедур подготовки
и принятия решений в области охраны окружающей сре
ды и экологической безопасности, осуществляемых феде
ральными органами исполнительной и представительной
власти;
— информирования населения и общественности Рос
сии об основных показателях, характеризующих экологи
ческую обстановку на территории страны, и крупномасш
табных тенденциях ее изменения;
— обеспечения требуемого качества данных, получае
мых на всех уровнях ЕГСЭМ;
— обеспечения функционирования специальных сис
тем мониторинга, не имеющих территориального и реги
онального уровней;
— обеспечения участия РФ в международных, в том
числе глобальных, системах экологического мониторинга.
Сбор, хранение и анализ обобщенной информации, поступающей от информационных звеньев функциональных подсистем мониторинга территориального уровня, а также от федеральных центров ведомственных специализированных подсистем, осуществляется в информационно-управляющих федеральных центрах функциональных подсистем. Организация взаимодействия информационно-аналитических центров, обеспечение формирования банков данных ЕГСЭМ в целом осуществляются информационно-аналитической системой Минприроды (ИАС). ИАС играет координирующую роль в обеспечении сопос-
|
|
тавимости информации, поступающей от всех звеньев ЕГСЭМ.
С целью обеспечения достоверности и сопоставимости данных в рамках ЕГСЭМ функционирует система обеспечения качества данных (СОКД), реализуемая через федеральные центры, координирующие деятельность соответствующих базовых функциональных и специальных подсистем ЕГСЭМ. Основные задачи СОКД:
— координация разработки, унификации и стандарти
зации методик анализа объектов мониторинга и техниче
ских средств, позволяющих реализовать эти методики;
— обеспечение функционирования единой системы
внешнего контроля качества аналитических работ;
— координация работ по сертификации и аттестации
звеньев мониторинга;
— научно-методическое и организационное руковод
ство системой обеспечения качества данных на террито
риальном уровне;
— метрологическое обеспечение средств измерения,
проводимых в рамках ЕГСЭМ.
Помимо совокупности функциональных и специальных подсистем мониторинга, для полноты оценки состояния окружающей среды в рамках ЕГСЭМ на федеральном уровне обеспечивается функционирование некоторых других подсистем мониторинга, как правило, не имеющих территориального уровня. К ним, в частности, относятся подсистемы мониторинга:
— дальнего (трансграничного) переноса загрязняющих
воздух веществ;
— комплексного фонового — на территории биосфер
ных заповедников;
— озонового слоя;
— гелиогеофизической, в частности ионосферно-маг
нитной, обстановки;
— геокриологического.
В случае необходимости в составе ЕГСЭМ исходя из требований экологической обстановки могут создаваться
и другие тематические системы экологического мониторинга.
ЕГСЭМ принимает участие в международных проектах и программах по мониторингу окружающей среды, осуществляет информационное взаимодействие с этими системами, проводит работы по согласованию методологии и метрологическому обеспечению мониторинга.
Информация, получаемая на всех иерархических уровнях ЕГСЭМ, является приоритетной по отношению к информации, получаемой из других источников, при подготовке и принятии решений в области охраны окружающей среды и экологической безопасности для всех органов государственного управления. Эта информация является государственной собственностью, право владения, пользования и распоряжения ею регламентируется соответствующими законами Российской Федерации.