Единая государственная система экологического мониторинга

В рамках Единой государственной системы экологиче­ского мониторинга решаются следующие задачи:

— разработка программ наблюдений за состоянием
окружающей природной среды на территории России;

— организация наблюдений и проведение измерений
показателей объектов экологического мониторинга;


т


— обеспечение достоверных и сопоставимых данных
наблюдений как в отдельных регионах, так и по всей тер­
ритории РФ;

— сбор и обработка данных наблюдений;

— организация хранения данных наблюдений, созда­
ние специальных банков данных;

— гармонизация банков данных и баз экологической
информации с международными эколого-информацион-
ными системами;

— оценка и прогноз состояния объектов окружающей
среды и антропогенного воздействия на них, природных
ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на
изменение состояния среды обитания человека;

— обеспечение доступности экологической информа­
ции широкому кругу потребителей, включая население,
общественные движения и организации;

— информационное обеспечение органов управления
состоянием окружающей природной среды и природных
ресурсов, экологической безопасностью;

— разработка и реализация единой научно-техниче­
ской политики в области экологического мониторинга.

Создание ЕГСЭМ осуществляется на основе террито­риально-ведомственного принципа, Предусматривающего максимальное использование возможностей уже сущест­вующих государственных и ведомственных систем мони­торинга состояния окружающей природной среды, антро­погенного воздействия, состояния биоты, экосистем, сре­ды обитания человека.

С учетом установленного распределения функций между федеральными органами исполнительной власти, целей и задач экологического мониторинга в ЕГСЭМ осу­ществляется сопряжение на единой методической и ин­формационной основе базовых функциональных и специ­альных подсистем мониторинга, а также систем обеспече­ния ЕГСЭМ.

К базовым функциональным подсистемам относятся системы мониторинга:

— состояния атмосферы, поверхностных вод суши,
морской среды, почв (Росгидромет);


— антропогенных воздействий и использования при­
родных ресурсов (Минприроды и его территориальные
органы);

— земель (Роскомнедра);

— недр (Роскомнедра);

— наземной флоры и фауны (Минприроды и его тер­
риториальные органы);

— состояния среды обитания человека (Госкомсан-
эпиднадзор).

Указанные органы исполнительной власти, их терри­ториальные подразделения осуществляют координацию деятельности соответствующих отраслевых, ведомствен­ных и объектовых служб мониторинга, выполняющих ра­боты в рамках указанных базовых функциональных под­систем ЕГСЭМ, а также сбор и обобщение данных.

К базовым подсистемам относится мониторинг:

— лесов (Рослесхоз);

— водохозяйственных систем (Роскомвод);

— рыб, водных животных и растений (Роскомрыбо-
ловство);

— военных объектов (Минобороны);

— объектов атомной промышленности (Минатом).

В ЕГСЭМ могут функционировать другие специаль­ные системы мониторинга.

К системам обеспечения ЕГСЭМ относятся:

— картографическое и геодезическое обеспечение (ре­
ализуемое Роскартографии);

— метрологическое обеспечение измерений (Госстан­
дарт);

— средства и системы космического мониторинга;

— системы связи и коммуникаций (соответствующие
федеральные органы и их территориальные подразделе­
ния).

Конкретный механизм функционирования ЕГСЭМ оп­ределяется Положением о Единой государственной систе­ме экологического мониторинга, утвержденным Прави-


тельством Российской Федерации, в котором определяются компетенция, права и обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, предприятий и организаций, осуществ­ляющих экологический мониторинг на основании спе­циальной Государственной программы. ЕГСЭМ форми­руется на трех основных организационных уровнях — федеральном, субъектов Российской Федерации, локаль­ном (объектном).

Территориальные системы экологического мониторин­га (ТСЭМ) организуются в субъектах РФ и являются ос­новными системообразующими элементами ЕГСЭМ (тер­риториальными подсистемами ЕГСЭМ). Как и ЕГСЭМ в целом, ТСЭМ формируются на основе базовых функци­ональных и специальных подсистем при участии систем обеспечения соответствующего уровня. Кроме них на тер­риториальном уровне функционируют локальные системы экологического мониторинга, формируемые предприя­тиями и организациями, осуществляющими хозяйствен­ную деятельность на территории субъекта РФ.

ТСЭМ строятся в субъектах РФ по унифицированным методологическим принципам с целью обеспечения со­поставимости информации между отдельными подсис­темами ЕГСЭМ и включают в себя как базовую сеть мо­ниторинга федерального уровня, так и соответствующую сеть наблюдений за объектами, представляющими инте­рес непосредственно для данного субъекта Российской Федерации.

ТСЭМ решает задачи ЕГСЭМ на уровне субъектов РФ с учетом:

— мониторинга объектов как по показателям, имею­
щим общефедеральное значение, так и по показателям,
специфичным для данной территории;

— выработки обобщенной информации для обеспече­
ния информационных систем верхнего уровня иерархии
(регионального, федерального).


Данные, получаемые всеми звеньями территориально­го уровня ЕГСЭМ, собираются в специализированных центрах базовых функциональных и специальных под­систем мониторинга. Функции основного системообра­зующего центра ТСЭМ выполняет региональный инфор­мационно-аналитический центр (РИАЦ) территориально­го органа Минприроды, информационно связанный со всеми указанными центрами.

Для контроля функционирования объектов хозяйст­венной деятельности организуются системы мониторинга источников воздействия на окружающую природную сре­ду и зон их непосредственного влияния (импактный мо­ниторинг). Предприятия и организации, осуществляю­щие хозяйственную деятельность, оснащаются средствами контроля воздействий на окружающую среду, производи­мых в процессе функционирования предприятия. Систе­мы контроля воздействий создаются за счет средств субъ­ектов хозяйственной деятельности, которые обеспечи­вают их регламентное функционирование. Указанные системы контроля подлежат аттестации по правилам, ут­верждаемым руководящими органами ЕГСЭМ.

Региональный уровень ЕГСЭМ формируется субъекта­ми Российской Федерации для решения задач экологи­ческого мониторинга, носящих региональный характер. При этом определяются подсистемы ЕГСЭМ, участвую­щие в формировании региональной системы. Целесооб­разность создания регионального уровня ЕГСЭМ опреде­ляется:

— необходимостью оценки состояния природных объ­
ектов, анализа природных процессов и экологически не­
благоприятных явлений, когда их границы не совпадают с
границами субъектов РФ;

— сложившейся структурой территориальных органов
ряда ведомств;

— целесообразностью создания мощных региональных
функциональных органов, способных обслуживать ряд
субъектов РФ.


Федеральный уровень ЕГСЭМ образован центральны­ми органами федеральной исполнительной власти, подве­домственными им научными и производственными орга­низациями, осуществляющими функции информацион­но-аналитических центров ЕГСЭМ. На федеральном уровне на ЕГСЭМ возложены функции:

— интеграции экологической информации, получае­
мой на уровне субъектов РФ и на федеральном уровне ве­
домственных систем;

— информационной поддержки процедур подготовки
и принятия решений в области охраны окружающей сре­
ды и экологической безопасности, осуществляемых феде­
ральными органами исполнительной и представительной
власти;

— информирования населения и общественности Рос­
сии об основных показателях, характеризующих экологи­
ческую обстановку на территории страны, и крупномасш­
табных тенденциях ее изменения;

— обеспечения требуемого качества данных, получае­
мых на всех уровнях ЕГСЭМ;

— обеспечения функционирования специальных сис­
тем мониторинга, не имеющих территориального и реги­
онального уровней;

— обеспечения участия РФ в международных, в том
числе глобальных, системах экологического мониторинга.

Сбор, хранение и анализ обобщенной информации, поступающей от информационных звеньев функциональ­ных подсистем мониторинга территориального уровня, а также от федеральных центров ведомственных специали­зированных подсистем, осуществляется в информацион­но-управляющих федеральных центрах функциональных подсистем. Организация взаимодействия информацион­но-аналитических центров, обеспечение формирования банков данных ЕГСЭМ в целом осуществляются инфор­мационно-аналитической системой Минприроды (ИАС). ИАС играет координирующую роль в обеспечении сопос-


тавимости информации, поступающей от всех звеньев ЕГСЭМ.

С целью обеспечения достоверности и сопоставимости данных в рамках ЕГСЭМ функционирует система обеспе­чения качества данных (СОКД), реализуемая через феде­ральные центры, координирующие деятельность соответ­ствующих базовых функциональных и специальных под­систем ЕГСЭМ. Основные задачи СОКД:

— координация разработки, унификации и стандарти­
зации методик анализа объектов мониторинга и техниче­
ских средств, позволяющих реализовать эти методики;

— обеспечение функционирования единой системы
внешнего контроля качества аналитических работ;

— координация работ по сертификации и аттестации
звеньев мониторинга;

— научно-методическое и организационное руковод­
ство системой обеспечения качества данных на террито­
риальном уровне;

— метрологическое обеспечение средств измерения,
проводимых в рамках ЕГСЭМ.

Помимо совокупности функциональных и специаль­ных подсистем мониторинга, для полноты оценки состоя­ния окружающей среды в рамках ЕГСЭМ на федераль­ном уровне обеспечивается функционирование некоторых других подсистем мониторинга, как правило, не имею­щих территориального уровня. К ним, в частности, отно­сятся подсистемы мониторинга:

— дальнего (трансграничного) переноса загрязняющих
воздух веществ;

— комплексного фонового — на территории биосфер­
ных заповедников;

— озонового слоя;

— гелиогеофизической, в частности ионосферно-маг­
нитной, обстановки;

— геокриологического.

В случае необходимости в составе ЕГСЭМ исходя из требований экологической обстановки могут создаваться


и другие тематические системы экологического монито­ринга.

ЕГСЭМ принимает участие в международных проек­тах и программах по мониторингу окружающей среды, осуществляет информационное взаимодействие с этими системами, проводит работы по согласованию методоло­гии и метрологическому обеспечению мониторинга.

Информация, получаемая на всех иерархических уров­нях ЕГСЭМ, является приоритетной по отношению к ин­формации, получаемой из других источников, при под­готовке и принятии решений в области охраны окру­жающей среды и экологической безопасности для всех органов государственного управления. Эта информация является государственной собственностью, право владе­ния, пользования и распоряжения ею регламентируется соответствующими законами Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: