≪Настали новые времена, и театр очнулся. Даже родился
заново≫,— пишет критик Д. Золотницкий.2
≪С приходом в наш театр Товстоногова начался для меня
новый период...≫,— говорит актер В. Стржельчик.3
1 ≪Театр≫, 1954, № 10, с. 127—128.
2 ≪Театр≫, 1969, № 2, с. 19.
Там же, с. 32.
Действительно, в жизни Большого драматического театра
Им. М. Горького начался новый период. В театр пришел режиссер,
Имя которого значило уже много и обещало еще больше.
Плодотворный период работы в ленинградском Театре
им. Ленинского комсомола и огромный успех ≪Оптимистической
трагедии≫ в Академическом театре им. А. С. Пушкина
Подкрепляли эти обещания.
Каждая премьера БДТ привлекает внимание зрителей и
Прессы, почти без оговорок можно сказать, что каждый спектакль
Идет с заметным успехом. Театр, пустовавший зал которого
Был удобной мишенью капустнических острословов, стал
Иметь сплошные аншлаги.
О спектаклях Товстоногова существует обширная критическая
литература, объясняющая причину успеха каждого спектакля,
Однако почти нет в нашей театральной литературе попыток
Объяснить идейно-эстетическую природу направления, четко
Обозначившейся режиссерской школы. Для этого, разумеется,
Необходимо сопоставить путь Товстоногова с общим процессом
Развития советского театра, бурно протекавшим в последнее
Двадцатилетие.
Принятая в нашем театроведении периодизация истории советского
Театра начинает отсчет нового театрального времени
с 1953 года, со спектакля ≪Гроза≫, поставленного Н. Охлопковым
В московском Театре им. Вл. Маяковского.
≪Гроза≫ Охлопкова породила дискуссию, ≪Гроза≫ была спектаклем
Непривычно яркой, броской и дерзкой режиссерской самостоятельности,
От которой сильно поотвыкли за предыдущие
Годы.
Разумеется, и сама ≪Гроза≫ имела предшественников, в ней
Ожила традиция, заложенная великими режиссерами советской
Сцены в 1920-х и 1930-х годах. Охлопков не был одинок в исканиях
нового художественного слова: в 1953 году выходят ≪Тени≫
в постановке А. Дикого, ≪Баня≫ Вл. Маяковского в Театре
сатиры (режиссеры Н. Петров, С. Юткевич, В. Плучек), ≪Дело≫
в постановке Н. Акимова, ≪В добрый час≫ В. Розова в постановке
Молодого А. Эфроса.
Особое историческое значение придала ≪Грозе≫ статья
газеты ≪Правда≫ от 27 ноября 1953 года ≪Право и долг театра
≫ за подписью ≪Зритель≫, в которой с принципиальных
Позиций метода социалистического реализма была полностью
Поддержана и работа Охлопкова, и вся ясно обозначавшаяся
Тенденция к возрождению творческого многообразия нашего