Прежде всего режиссеров, уже имевших значительный опыт работы.
Молодые только начинают в эти годы.
1 ≪Учительская газета≫, 1953, 20 ноября.
2 ≪Правда≫, 1953, 27 ноября.
Товстоногов, чье творчество всегда было отзывчиво на запросы
Времени, ставит в эти годы спектакли, в которых стремительный
ход, как набор высоты, завершается в 1955 году ≪Оптимистической
трагедией≫ Вс. Вишневского в Академическом театре
Драмы им. А. С. Пушкина в Ленинграде. В этом спектакле,
Этапном для всего советского театра, сфокусировались поиски
Новых средств художественной выразительности, которые были
очевидны в ≪Гибели эскадры≫ А. Корнейчука (1952), ≪Новых
людях≫ по роману Н. Чернышевского ≪Что делать?≫ (1953),
≪Помпадурах и помпадуршах≫ М. Салтыкова-Щедрина (1954).
В это время многое открылось как бы заново. Заново зазвучала
Русская и советская классика, ставшая для режиссеров
Той лабораторией, где в наиболее благоприятных условиях
|
|
Можно было прийти к открытиям. Почти каждый спектакль вызывал
Споры, порождая подчас весьма интересные и содержательные
дискуссии. Разгорается спор вокруг ≪Власти тьмы≫
Л. Толстого в постановке Б. Равенских, весьма крайние позиции
Заявляются критиками по поводу таких спектаклей и пьес,
как ≪Годы странствий≫ А. Арбузова и ≪Персональное дело≫
А. Штейна.
Период 1953—956 годов, спектакли этих лет, споры этих
Лет свидетельствовали, что в искусстве театра происходит интенсивный
Процесс обновления, прежде всего связанный с режиссурой.
Место режиссера, его творческие обязанности и административные
Права, художественный язык режиссера —все оказывается
В центре внимания театральной общественности, становится
Предметом обсуждений, споров.
Товстоногов выступает активным поборником ведущей роли
Режиссера в театре. В этом утверждении, казалось бы, нет
Ничего принципиально нового. Но особенность ситуации заключалась
В том, что многие старые понятия, старые истины приобретали
Новизну, весьма подчас острую, а в иных случаях
Сами понятия были новыми по существу, представая лишь
В старой терминологической упаковке.
Так было и с утверждением ведущей роли режиссера. Разумеется,
И Станиславский, и Мейерхольд были руководителями,
Умевшими определять идейно-художественный курс своих театров.
И все же Товстоногов и те режиссеры, которые выступали
По этому вопросу, не ломились в открытую дверь, отстаивая
|
|
Права режиссера-руководителя. Нужно было разбудить самостоятельность
И волю режиссера —открыть перед ним свободное
Поле поиска, сломить некий психологический барьер,