Режиссером. В Тбилисском тюзе и в Русском театре
Им. А. С. Грибоедова он поставил около тридцати спектаклей,
Преподавал в Театральном институте. Жизнь казалась устроенной
И прочной.
Но он уехал из Тбилиси в Москву, уехал ≪на авось≫, без
Ясных перспектив, с одним желанием работать и верой в себя.
Первое время было трудно: не было своего театра, не было налаженного
Быта. Принял предложение поставить в Казахском
театре драмы им. М. Ауэзова пьесу Б. Чирскова ≪Победители≫,
потом повторил спектакль с русской труппой. Газета ≪Советское
искусство≫ положительно оценила спектакль, отметив глубину
Психологического раскрытия характеров, хорошую работу с актерами,
оценив спектакль как ≪большую творческую удачу≫.1
В московском гастрольном Реалистическом театре поставил
≪Как закалялась сталь≫ Н. Островского и ≪О друзьях-товарищах
≫ В. Масса и М. Червинского. Пресса отмечала ≪отличный,
слаженный актерский ансамбль≫.2 Эти спектакли, проверившие
|
|
Режиссера столичным уровнем, не были еще заметным событием
В театральной жизни Москвы, однако дали Товстоногову и некоторое
Имя, а главное —уверенность в своих силах, ибо, по
его собственным словам, спектакль ≪Как закалялась сталь≫
Принес ему ощущение особой власти режиссера над драматургическим
Материалом.
Событием стал спектакль ≪Где-то в Сибири≫, поставленный
В Центральном детском театре, куда Товстоногов пришел по
Приглашению К. Шах-Азизова, бывшего художественного руководителя
Театра им. А. С. Грибоедова. Премьера спектакля состоялась
В сентябре 1948 года.
1 ≪Советское искусство≫, 1947, 28 марта.
2 ≪Вечерняя Москва≫, 1948, 11 июня.
Спектакль не только удался, но в известной степени и поразил
Новизной. Причину успеха рецензенты видели в том, что
режиссер ≪нашел правдивое сценическое решение, продолжил
ту линию жизненной правды, которая есть в пьесе≫.1 Узнали
Себя в героях спектакля московские учащиеся ремесленных
школ, им казалось, что они ≪не в театре, а у себя на заводе,
что на сцене это мы, ремесленники≫.
Сыгравший важную роль в личной творческой судьбе режиссера,
Этот спектакль имел и серьезное объективное значение,
Выходящее за рамки личного успеха режиссера или театра.
В нем была та мера жизненной правды, которая в эти годы
В таком своем художественном качестве встречалась не очень
Часто.
Еще не дебютировал В. Розов, еще никто не помышлял
|
|
о будущем ≪Современнике≫, но в спектакле ЦДТ уже звучало
Предчувствие этой меры жизненной истинности.
Режиссер хотел элементарного соответствия правды жизни
И правды сценической. Это была еще далеко не полная мера