Практического опыта можно говорить о том, что творческая
Широта и многообразие художественных приемов искусства
Товстоногова помогли выдвинуть в центр современной сцены
Личность человека во всех ее сложных связях с текущим днем,
Эпохой, историей.
Утверждение ценности личности, ее неповторимости, исследование
Разносторонних связей человека с обществом становится
В эти годы едва ли не ведущей темой драматургии и
режиссуры, находит отражение в пьесах ≪Годы странствий≫
А. Арбузова, ≪Персональное дело≫ А. Штейна (режиссер
Н. Охлопков), ≪Сонет Петрарки≫ Н. Погодина, ≪Золотая карета
≫ Л. Леонова, ≪В добрый час≫ В. Розова. Тема достоинства
И ответственности человека перед лицом истории звучала
в пьесе Н. Погодина ≪Третья, патетическая≫.
Товстоногов выступал против схематичного, вульгарного, упрощенного
понимания роли искусства и утверждал, что ≪современность
Произведения —в раскрытии процессов и характеров
Людей, которые преображаются в них, в раскрытии идей,
Возникающих только сейчас, в 60-е годы XX столетия, а не
в констатации того или иного факта≫.1
Работая над современной темой, над характерами сегодняшних
Героев, Товстоногов ни на минуту не отходил от принципов
Реализма в том их сценическом понимании, которое опирается
На эстетические принципы и художественную практику Станиславского.
Это важно подчеркнуть, ибо значение его творчества
Определено и тем, что в годы, когда увлечение условным, метафорическим
Театром становилось подчас модой, когда была
Сильна тенденция некритического восприятия приемов режиссуры
Х годов, когда проблема занавеса или открытой
Сцены возводилась чуть ли не в единственную примету современного
Стиля, он, как и Б. Бабочкин, Ю. Завадский, О. Ефремов и
Ряд других крупных мастеров нашей режиссуры, последовательно,
Художественно убедительно и глубоко отстаивал театр
правды, реализма, театр переживания. ≪Произведение может
Быть героическим, патетическим, сатирическим, лирическим, каким
Угодно. Речь идет не о сужении жанров, —писал Товстоног
О в,—не о сведении их только к психологическим пьесам,
А о том, чтобы в произведениях любого жанра проникать в человеческую
психологию≫.2
В этом пункте, собственно, и было сосредоточено то главное,
Что характеризовало искусство Товстоногова,—психологический
Реализм в обновленных и обогащенных формах современного театра.
Г. Т о в с т о н о г о в. О профессии режиссера, с. 66.
Там же, с. 77.
Глава вторая
„МОЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ,
МОЕ БЕСПОКОЙСТВО"
В 1947 году Товстоногов уехал из Тбилиси, где прошла его