Послевоенные проблемы мирной жизни, общее мировосприятие,
Окрыленное великой победой народа, новые задачи искусства,
Резко, всем фронтом развернутого в сторону современности
Постановлением ЦК В К П (б) ≪О репертуаре драматических
театров и мерах по его улучшению≫ (1946), требовали
Решения ряда сложнейших идейно-художественных проблем.
Театральное движение осложнялось, однако, различными факт
О р а м и —и теорией бесконфликтности, и догматическим отношением
К системе Станиславского и практике МХАТ, наконец,
Трудным положением, в котором оказалась театральная теория
И критика.
Художник и время находятся в диалектической, сложной
Связи, время ставит свои задачи и определяет возможности художника.
Правда жизни, даже если она не была облечена в стройную
Драматическую форму, даже если она была элементарной,
Захватывающей только поверхность явления, —была тем не менее
Самым желанным гостем на театре.
|
|
Московский и ленинградский спектакли ≪Где-то в Сибири≫
Обладали безусловным чувством художественной истины и заявляли
О творческой самостоятельности постановщика. Их успех
Не только укреплял режиссера на пути поисков новой сценической
Правды. Сами эти поиски совпадали с общим, все более
Нараставшим в театре стремлением двигаться в этом направлении.
Успех ленинградской версии ≪Где-то в Сибири≫ также был
безусловным. Критик С. Осовцов считал, что ≪не будет прежде-
1 ≪Вечерняя Москва≫, 1949, 2 марта.
Временным утверждать, что в лице Г. А. Товстоногова, впервые
Выступающего у нас в качестве постановщика, отряд ленинградских
Режиссеров пополнился мастером, умеющим вдумчиво работать
С актерами, раскрывать текст пьесы, ее идейное содержание
≫.1
В конце 1949 года Товстоногов был назначен главным режиссером
Ленинградского Театра им. Ленинского комсомола.
В творчестве Товстоногова все явственнее стали обозначаться
Закономерности, требовавшие осмысления. В это время начинается
И становится постоянной литературная активность Товстоногова,
Выступающего в печати с изложением своих взглядов
На те или иные явления театральной жизни.
Выступления в тбилисский период имели, как правило, узкоутилитарный
Характер: статья в связи с премьерой, юбилейной
датой и т. п. Теперь настало время сказать о своем ≪верую≫.
Статья в журнале ≪Театр≫ называлась не слишком оригин
а л ь н о —≪Режиссер учится у жизни≫, но в контексте театрального
|
|
Времени даже это название несло в себе скрытый полемический
Заряд.