Товстоногова. ≪Кремлевские куранты≫ он видит ≪не исторической
хроникой в 13 картинах≫, а ≪романтическим спектаклем
о претворении в жизнь идеалов вождя советского народа≫.2
В то же время режиссер старался раскрыть в образе вождя
Революции (в роли В. И. Ленина выступал К. Мюфке, у ж е имевший
Успешный опыт работы над образом Ильича) черты простого
И сердечного человека, увлеченного своей мечтой и увлекающего
Других. Решение спектакля встретило застенографированные возражения,
Благодаря которым можно получить сегодня ясное
Представление о стиле спектакля. Один из критиков, выступая
На обсуждении спектакля в Театре им. А. С. Грибоедова, говорил,
что ≪должна быть признана ошибочной≫ концепция, которая
≪сводится к тому, что в образах вождей стараются подчеркнуть
их простоту, скромность и обыкновенность≫. Критикуя оформление
картины ≪кабинет Ленина≫, он заметил, что ≪строгость,
Которая характеризовала обстановку работы Ленина, здесь подменена
|
|
подчеркнутой бедностью и нарочитой скромностью≫. Проявления
Этой концепции он отметил также в игре актера, создающего
образ Ленина, в его стремлении ≪подчеркнуть простоту
вождя≫. В эпизоде, который не понравился критику, Ленин поднимал
Шапку, брошенную в сердцах крестьянином на пол.3 Режиссер
Энергично отстаивал свое решение спектакля.
В газетных рецензиях отмечался, однако, успех спектакля,
≪серьезная работа молодого режиссера Г. Товстоногова≫.
Спектакль ≪Ленушка≫ не увенчался удачей: ≪Режиссер искал
Афористичности языка, а пришел к причудливой сгущенности...
Искал обобщенный поэтический образ, а нашел мистерию.
Он искал необычное в неведомом, в небывшем. А самое
1 ≪Комунисти≫, Тбилиси, 1940, 5 ноября (на груз. яз.).
Там же.
3 Совещание по вопросу спектакля ≪Кремлевские куранты≫ в Театре
Им. А. С. Грибоедова. 6 ноября 1940 г. Стенограмма. Гос. театральный музей
Грузинской ССР. Фонд Театра им. А. С. Грибоедова, № 5974.
необычное было рядом, в будничном и каждодневном≫.1 Никогда
впоследствии режиссер не обращался к такой ≪мистериальной≫
Стилистике.
Стиль, ясно читаемый, существовал в спектакле ≪Где-то в Сибири
≫, более явственно в московской версии, чуть менее —в ленинградской.
Если попытаться вывести некую закономерность,
То, видимо, можно сказать, что стиль образуется из устойчивых,
Принципиальных творческих составных, которые находятся между
Собой в подвижном, подчас контрастном эстетическом соотношении.
|
|
Психологическая достоверность актерского существования
в ≪Дороге бессмертия≫ передавала особую трагическую