Самостоятельностью и верностью автору

Выступая в мае 1960 года на теоретической конференции

театральных работников Ленинграда ≪Творческие проблемы

воплощения современности в театре≫, Товстоногов говорил о давнем

Споре с М. Кедровым, который считал, что пьеса от пьесы

Отличается только предлагаемыми обстоятельствами и характерами,

которые в этих обстоятельствах имеются. ≪Если верно

Анализировать предлагаемые обстоятельства и отражать в них

Героев пьесы, —утверждал Кедров, —то сама по себе определится

И разность жанров и стилевой манеры данного произведения.

Мне кажется, что это неверно.

Стенограмма беседы с режиссерами в г. Киеве. 1975 г. Архив Г. А. Товстоногова.

Способ отбора предлагаемых обстоятельств —это гражданское

Отношение к данному произведению, характеру и природе

Его юмора или его авторскому взгляду по поводу того, что происходит

В пьесе. Если не обнаружить этот камертон и способ

Отбора предлагаемых обстоятельств, которые создадут верную

Жизнь на сцене, никогда не будет обнаружена природа чувств

Данного произведения и автор будет подчинен житейской логике,

Просто абстрактным законам психологии, а не данному

Авторскому замыслу, который должен художнику, создающему

спектакль, казаться единственным≫.

Способ отбора предлагаемых обстоятельств и ≪природа

чувств≫ —эти взаимосвязанные принципы открывали режиссеру

Полный простор для выявления творческой самостоятельности

При сохранении верности духу автора. Практическая разработка

И творческое утверждение этих положений —одна из самых

Больших заслуг Товстоногова.

Эти принципы вытекали из практики, проверялись практикой,

В том числе и такими спектаклями, которые не принесли

Режиссеру полного удовлетворения.

Весьма поучительный урок был извлечен Товстоноговым из

Неудачи, которую он не без боли признает. Речь идет о спектакле

≪Иркутская история≫. Он был задуман весьма, казалось

Бы, интересным и логичным образом. Однако спектакль вышел

вычурным по форме и холодным по сути, его внешний рисунок

Был претенциозным. Режиссер понимал, что в пьесе, где сплелись

Судьбы трех людей, по-своему отражено движение времени,

Именно движение, то есть некое ощущение того, что настоящее

Уже пропитано будущим. Движение от настоящего

К будущему определяло и поступки героев, и весь нравственный

Климат пьесы. Это было ее большим и неоспоримым достоинством.

Товстоногов хотел найти сценический эквивалент движения

Времени, обострить чувство будущего. Однако избрал


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: