Выступая в мае 1960 года на теоретической конференции
театральных работников Ленинграда ≪Творческие проблемы
воплощения современности в театре≫, Товстоногов говорил о давнем
Споре с М. Кедровым, который считал, что пьеса от пьесы
Отличается только предлагаемыми обстоятельствами и характерами,
которые в этих обстоятельствах имеются. ≪Если верно
Анализировать предлагаемые обстоятельства и отражать в них
Героев пьесы, —утверждал Кедров, —то сама по себе определится
И разность жанров и стилевой манеры данного произведения.
Мне кажется, что это неверно.
Стенограмма беседы с режиссерами в г. Киеве. 1975 г. Архив Г. А. Товстоногова.
Способ отбора предлагаемых обстоятельств —это гражданское
Отношение к данному произведению, характеру и природе
Его юмора или его авторскому взгляду по поводу того, что происходит
В пьесе. Если не обнаружить этот камертон и способ
Отбора предлагаемых обстоятельств, которые создадут верную
|
|
Жизнь на сцене, никогда не будет обнаружена природа чувств
Данного произведения и автор будет подчинен житейской логике,
Просто абстрактным законам психологии, а не данному
Авторскому замыслу, который должен художнику, создающему
спектакль, казаться единственным≫.
Способ отбора предлагаемых обстоятельств и ≪природа
чувств≫ —эти взаимосвязанные принципы открывали режиссеру
Полный простор для выявления творческой самостоятельности
При сохранении верности духу автора. Практическая разработка
И творческое утверждение этих положений —одна из самых
Больших заслуг Товстоногова.
Эти принципы вытекали из практики, проверялись практикой,
В том числе и такими спектаклями, которые не принесли
Режиссеру полного удовлетворения.
Весьма поучительный урок был извлечен Товстоноговым из
Неудачи, которую он не без боли признает. Речь идет о спектакле
≪Иркутская история≫. Он был задуман весьма, казалось
Бы, интересным и логичным образом. Однако спектакль вышел
вычурным по форме и холодным по сути, его внешний рисунок
Был претенциозным. Режиссер понимал, что в пьесе, где сплелись
Судьбы трех людей, по-своему отражено движение времени,
Именно движение, то есть некое ощущение того, что настоящее
Уже пропитано будущим. Движение от настоящего
К будущему определяло и поступки героев, и весь нравственный
Климат пьесы. Это было ее большим и неоспоримым достоинством.
Товстоногов хотел найти сценический эквивалент движения
|
|
Времени, обострить чувство будущего. Однако избрал