Позициях действующих лиц, при огромном накале их столкновения,
В ней нет лагерей положительных и отрицательных персонажей,
нет деления людей на хороших и плохих≫,2 существенно
повлияли на режиссерский подход к ≪Варварам≫. Речь
Идет о методе мышления режиссера, который видит в характере
Персонажа источник саморазвития сюжета, средоточие конфликтных
Линий пьесы.
Открытие жизненной темы и способа ее художественного освоения
У большого художника происходит одновременно со слож46
Режиссерская лаборатория Н. П. Охлопкова. 19 июня 1962 г. Стенограмма.
Библиотека ЛО ВТО, № 1794-с.
Г. Т о в с т о н о г о в. О профессии режиссера, с. 39.
ной ≪технологической переоснасткой≫ глубинных механизмов
Его искусства.
Принципиально важное, новое явление в искусстве опирается
На многослойный фундамент, который составляет различные
По значению, но равно необходимые слагаемые, начиная
От философских, эстетических и кончая элементарными вопросами
|
|
Организации театрального производства. Между этими полюсами
Лежит та сфера, которую условно можно назвать технологической.
Поэтому важно определить главный ≪инструмент≫
Режиссерского искусства, выделить основной материал режиссерского
Образа спектакля.
Товстоногов неоднократно и убежденно излагал мысль о том,
Что режиссер обязан считаться с природой драматургического
Произведения, что задача режиссера —раскрыть драматурга,
Его замысел, его суть, а не навязывать пьесе тех красок и
Значений, которые противоречат замыслу автора и структуре
Пьесы.
Мысль эта является для него основополагающей. Он утверждал
Ее не только в практической работе над спектаклем, но и
теоретически. В полемике с Охлопковым (≪Открытое письмо
Н. П. Охлопкову≫) 1 мысль о идейно-художественном приоритете
Автора была одной из центральных. Однако Товстоногов вел
Спор не только с позицией Охлопкова, не только с тенденцией
Вольного обращения с авторским замыслом и стилем, достаточно
В то время привлекательной и распространенной, но и
С той тенденцией, которая принижала роль режиссера до уровня
Разводящего. Отрицая позицию Охлопкова и не принимая сторону
≪безобразного≫ (по выражению А. Д. Попова) искусства,
Следовало предложить свою творческую программу.
Товстоногов никогда не отрекался от основных принципов
Учения Станиславского, никогда, даже в самые трудные для системы
|
|
Годы, не искал иной веры, но при этом он выступал как
Истинный последователь, который развивает принципы учения,
А не пытается вывести из учения формулы, применимые на все