2 ≪Театр≫, 1965, № 5, с. 35.
Радость и смысл жизни, но полк уходит, уходит Вершинин,
А с ним, кажется, уходит и жизнь.
≪Три сестры≫ Товстоногова обладали удивительным ансамблем,
Здесь нельзя было выделить ведущего героя, смысл всего
Возникал, складывался из тончайших психологических движений
Каждого, из сложнейшей партитуры их взаимных притяжений
И отталкиваний.
Открылась по-иному драма Соленого (К. Лавров), он оказался
Человеком, которого жестоко обделили сочувствием, духовным
Общением, недодали душевного тепла. А он так болезненно
Ж а ж д а л его. В Кулыгине (В. Стржельчик) за его мелочным
Пристрастием к порядку и форме проступила, открылась
Живая душа, пораженная, а может быть, и преображенная страданием.
С предельной остротой и напором играла Наташу
Л. Макарова. Ее героиня отвоевывала бытовые плацдармы, укрепляла
Свое господство в этом доме почти без сопротивления
Со стороны сестер. Они и не могли сопротивляться, так как бой
|
|
Шел не по их правилам: духовность, искренность мечтаний, благородство
Делали их людьми другого измерения.
Е. Копелян сыграл Вершинина человеком этого дома, духовным
Единомышленником Прозоровых. Поэтому-то так велика
его любовь к Маше, так полна и так трагична. Его ≪философствования
≫ принимались тут как необходимые, желанные, они
Носились в воздухе —он их только высказал.
Сложна была мысль товстоноговского спектакля, которая
Как бы и не выделялась, не обозначалась режиссерским курсивом.
Спектакль будоражил, толкал к размышлениям о жизни
—и твоей собственной, и общей. Спектакль не принижал
Духовных идеалов чеховских героев, не подсмеивался над их
Практической неприспособленностью, напротив, возвеличивал,
Сообщал красоту, значительность, поэзию, но та же режиссерская
Воля открывала трагическую и горькую бездну их исторического
безволия. ≪Тема интеллигенции,—писал постановщик,— ее отношения к жизни —одна из важнейших в современном искусстве.
Проблема интеллигенции, ее места и значения в истории
Общества волновала Чехова и Горького. На каждом этапе
Истории отношение к интеллигенции претерпевает весьма существенные
Изменения. В нашем театре тема интеллигенции воплощена
в ряде спектаклей. ≪Три сестры≫ А. Чехова —естественное
продолжение большого разговора...≫1
По сравнению с ≪Варварами≫ и ≪Горем от ума≫ чеховский
Спектакль Товстоногова был отмечен качеством особой режиссерской
|
|
Объективности в оценке героев, в постижении их драмы
И трагической вины, беспощадность и сочувствие сливались в нем