Г. Т о в с т о н о г о в. Круг мыслей, с. 155

2 ≪Театр≫, 1965, № 5, с. 35.

Радость и смысл жизни, но полк уходит, уходит Вершинин,

А с ним, кажется, уходит и жизнь.

≪Три сестры≫ Товстоногова обладали удивительным ансамблем,

Здесь нельзя было выделить ведущего героя, смысл всего

Возникал, складывался из тончайших психологических движений

Каждого, из сложнейшей партитуры их взаимных притяжений

И отталкиваний.

Открылась по-иному драма Соленого (К. Лавров), он оказался

Человеком, которого жестоко обделили сочувствием, духовным

Общением, недодали душевного тепла. А он так болезненно

Ж а ж д а л его. В Кулыгине (В. Стржельчик) за его мелочным

Пристрастием к порядку и форме проступила, открылась

Живая душа, пораженная, а может быть, и преображенная страданием.

С предельной остротой и напором играла Наташу

Л. Макарова. Ее героиня отвоевывала бытовые плацдармы, укрепляла

Свое господство в этом доме почти без сопротивления

Со стороны сестер. Они и не могли сопротивляться, так как бой

Шел не по их правилам: духовность, искренность мечтаний, благородство

Делали их людьми другого измерения.

Е. Копелян сыграл Вершинина человеком этого дома, духовным

Единомышленником Прозоровых. Поэтому-то так велика

его любовь к Маше, так полна и так трагична. Его ≪философствования

≫ принимались тут как необходимые, желанные, они

Носились в воздухе —он их только высказал.

Сложна была мысль товстоноговского спектакля, которая

Как бы и не выделялась, не обозначалась режиссерским курсивом.

Спектакль будоражил, толкал к размышлениям о жизни

—и твоей собственной, и общей. Спектакль не принижал

Духовных идеалов чеховских героев, не подсмеивался над их

Практической неприспособленностью, напротив, возвеличивал,

Сообщал красоту, значительность, поэзию, но та же режиссерская

Воля открывала трагическую и горькую бездну их исторического

безволия. ≪Тема интеллигенции,—писал постановщик,— ее отношения к жизни —одна из важнейших в современном искусстве.

Проблема интеллигенции, ее места и значения в истории

Общества волновала Чехова и Горького. На каждом этапе

Истории отношение к интеллигенции претерпевает весьма существенные

Изменения. В нашем театре тема интеллигенции воплощена

в ряде спектаклей. ≪Три сестры≫ А. Чехова —естественное

продолжение большого разговора...≫1

По сравнению с ≪Варварами≫ и ≪Горем от ума≫ чеховский

Спектакль Товстоногова был отмечен качеством особой режиссерской

Объективности в оценке героев, в постижении их драмы

И трагической вины, беспощадность и сочувствие сливались в нем


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: