≪Знамя≫, 1963, № 5, с. 208.
ность. Он говорил на первой репетиции, отвечая на вопрос исполнителя:
≪...вы должны верить в то, что Скалозуб —полковник
Тех времен. Но если вас граждански волнует то, что вы говорите,— всякий консерватизм, всякий догматизм, то в этом и
будет современность≫. Принцип этот кажется совершенно
Верным.
Б. Бабочкин в той же статье поднимал и еще один вопрос,
связанный с классической традицией истолкования ≪Горя от
ума≫. Он полагал, что ≪великая классическая традиция исполнения
≪Горя от ума≫ еще далеко не исчерпана, она оставляет еще
Громадный простор для новых, неожиданных открытий —и режиссерских,
и актерских≫. Очевидно, что с этой мыслью можно
согласиться, хотя из статьи неясно, где этот ≪громадный простор
≫, во всяком случае, никто из режиссеров не воспользовался
этим ≪простором≫. Спектакль Малого театра, поставленный
Е. Симоновым в 1966 году, содержал ряд интересных
Интермедий, намекавших на прямую связь Чацкого с декабристами,
Но в существе своем был добротно традиционен.
Как всякое талантливое произведение, спектакль ≪Горе от
ума≫ Товстоногова нес в себе приметы художественной жизни
Того времени и, как всякое большое явление искусства, уходил
Корнями в глубь исторически сложившихся традиций.
В том времени, близком, но уже отдалившемся от нынешнего
Дня, остались издержки спектакля, его крайности, его полемичность.
В будущее были устремлены его поиски. Если так
Представить себе картину театральных споров и исканий, то
с большим основанием нужно будет сказать, что и ≪Горе от
ума≫, и многие другие спектакли Товстоногова, предшествовавшие
Грибоедовской комедии, означали весьма плодотворные поиски
Нового в нашем театральном искусстве. И споры, в конце
Концов, велись вокруг вопроса о том, каким быть сегодняшнему
Искусству.
В таких спектаклях, как ≪Оптимистическая трагедия≫, ≪Лиса
и виноград≫, ≪Идиот≫, ≪Пять вечеров≫, ≪Варвары≫, ≪Гибель эскадры
≫, ≪Океан≫, и в ≪Горе от ума≫ режиссер искал, пробовал
И проверял новые идейные подходы к искусству театра, новые
Выразительные средства, новую методологию.
Следующая встреча с русской классикой произошла через
четыре года —в начале 1965 года состоялась премьера ≪Трех
сестер≫. За это время была поставлена прошедшая без особого
успеха ≪Палата≫ С. Алешина, под руководством Товстоногова
выпущены ≪Перед ужином≫ В. Розова (режиссер В. Голиков) и
≪Еще раз про любовь≫ Э. Радзинского (режиссер Ю. Аксенов),
а также два телевизионных спектакля: ≪Если позовет товарищ≫
В. Конецкого и ≪Мститель≫ по Г. Вайзенборну.