того, что режиссер понимает под ≪фантастическим реализмом
Гоголя≫ (определение П у ш к и н а), который гениальному художнику
≪дает возможность идти от правдивого изображения жизни
К огромным обобщениям философского и социального порядка
≫.1
Добчинский и Бобчинский (М. Данилов и Г. Ш т и л ь), споря
О том, кому рассказывать, зажимают друг другу рот. Спор прекращает
Начальственный взгляд городничего, случайно упавший
На Бобчинского, просто он первый попался в эту секунду
На глаза и получил право говорить. Взгляд городничего мог бы
Упасть и на Добчинского, ибо давно в городе всем безразлично,
Кто из этих двоих будет говорить, стоять, вообще присутствовать.
Они полностью взаимозаменяемы. Тут впервые в спектакле
Начинает назревать существенная для него идея двойника,
Призрака. Режиссерская тема находит опору в самой
Пьесе: ведь когда городничий говорит, что поедет в гостиницу
С Петром Ивановичем, он не уточняет —с каким именно Петром
|
|
Ивановичем. Бобчинский, естественно, недоумевает: ведь он же
Так складно все рассказал, а поедет с городничим Добчинский.
Для городничего же они просто на одно лицо.
Товстоногов разрешает себе в ≪Ревизоре≫ несколько отступить
От последовательности действия, предложенного автором.
После реплики городничего: ≪Две недели! Батюшки, сватушки!
Выносите, святые угодники! В эти две недели высечена
унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На
улицах кабак, нечистота! Позор! поношение!≫ —действие первого
Акта прерывается (спектакль идет с одним антрактом) и
Переносится в гостиницу, в номер под лестницей, занимаемый
Иваном Александровичем Хлестаковым.
1 ≪Советская культура≫, 1972, 23 мая.
Режиссер перемонтировал и несколько сократил текст ≪Ревизора
≫ за счет мест, замедлявших действие спектакля. Сокращения,
Очевидно, неизбежны, если учесть стандарт длительности
Спектакля, принятый сегодня, хотя и после сокращений
≪Ревизор≫ идет почти полных четыре часа с одним антрактом.
Текст сокращен за счет отдельных фраз и целых явлений
(4-е явление II акта, 1-е и 7-е явления I I I акта, 6-е явление
V акта).
В текст спектакля введена из второй черновой редакции
Пьесы часть сцены с Гибнером, в которой Хлестаков просит
У лекаря взаймы.
Из комнаты Хлестакова действие снова переносится к городничему
(сцена приготовлений к поездке) и опять в номер
Под лестницей (обед и приход городничего). Возвращаясь после
|
|
Завтрака в богоугодном заведении, чиновники и Хлестаков
Тесно усаживаются в коляску и, сопровождаемые квартальными,