И полемикой с привычными представлениями. Не удается заманчивая
попытка указать место товстоноговского ≪Ревизора≫
в ряду, скажем, ≪Ревизора≫ Вс. Мейерхольда или ≪Ревизора≫
М. Н. Кедрова, ибо в важных, принципиальных моментах Товстоногов
И солидарен с этими спектаклями, и находится с ними
в непримиримом споре. В ≪Ревизоре≫ Большого драматического
Театра отразилась диалектика движения советской режиссерской
Мысли.
К а к это бывало почти всегда, Товстоногов объявил о своем
намерении поставить ≪Ревизора≫ задолго до начала репетиций.
Между мыслью, произнесенной вслух, и началом репетиций
Прошли годы, а премьера была сыграна в мае 1972 года.
Видимо, это свойство его дарования, особенность творческого
Процесса: путь к большому спектаклю обычно длителен,
Неторопливо и основательно совершается тайная работа художественной
Интуиции.
Режиссер охотно рассказывал о своем замысле, как бы проверяя
|
|
Его логичность и новизну. Замысел углублялся, обрастал
Подробностями. Товстоногов говорил, что видит дорожную коляску
С таинственным седоком, слышит теноровый гоголевский
Смех. Это вошло в будущий спектакль почти неизмененным.
В неуловимый момент почтенная классика становится вдруг
Близкой, сегодняшней пьесой, возникает душевное родство
1 ≪Театр≫, 1967, № 7, с. 21—2.
Пьесы и режиссера. Путь к этому моменту труден и длителен,
Но в нем-то самая суть, остальное —дело техники.
≪К ≪Ревизору≫,—писал Товстоногов,—я всегда относился
С огромным пиететом, как к шедевру мировой драматургии, но
Воспринимал эту гениальную пьесу как бы на расстоянии. Отделял
Ее от себя как режиссера. Не было личного отношения,
Личной заинтересованности, личной страсти. Личный интерес
к ≪Ревизору≫ пришел через Достоевского.
Достоевский дал общий ключ к атмосфере, подсказал, вернее
Сказать, подтолкнул на поиски особой, насыщенной психологически
Атмосфере действия, подвел к тому, чтобы страх городничего
Увидеть еще и как муку совести, страх как болезнь
Времени, которой охвачен не только взяточник-городничий, но
все общество, вся эпоха царствования Николая I≫.1
После спектакля стало понятно, что слова о Достоевском
Не нужно понимать впрямую, что тут мы имеем дело со своеобразным
режиссерским ≪остранением≫, приемом, который позволяет
Увидеть произведение одного автора в свете другого,
Интуитивно ощутить движение русской художественной мысли
|
|
от Гоголя к Достоевскому. Не Товстоногов сказал, что ≪все мы
вышли из гоголевской ≪Шинели≫, но Товстоногов режиссерски,