Использование концепции цепочек ценностей и других инструментов стратегического анализа издержек для определения конкурентоспособности компании необходимо, но недостаточно. Более глубокая оценка проводится в отношении конкурентной позиции компании, элементами такой оценки являются исследования того:
1. насколько прочно компания удерживает свою конкурентную позицию в настоящее время;
2. каковы перспективы укрепления или ослабления конкурентной позиции при сохранении применяемой в настоящее время стратегии;
3. какое место занимает компания среди основных конкурентов;
4. имеет ли компания в настоящее время конкурентное преимущество или отстаёт по уровню конкурентоспособности от основных конкурентов;
5. какова способность компании защищать свою позицию в контексте движущих сил отрасли, конкурентного давления и ожидаемых шагов конкурентов.
В табл.3 приведены некоторые показатели, отражающие укрепление или ослабление конкурентной позиции компании. Дополнительно менеджеры должны выяснить, имеет ли компания чистое конкурентное преимущество по отношению к основным конкурентам, а также есть ли возможность упрочения рыночной позиции компании и увеличение эффективности её деятельности в рамках применяемой в настоящее время стратегии.
|
|
Таблица Примеры конкурентной силы и слабости компании
Признаки конкурентной силы
• Важные главные достоинства
• Большая доля на рынке (или лидирующее положение на рынке)
• Лидирующая или отличительная стратегия
• Растущее количество потребителей и улучшение отношения потребителей к фирме и ее продуктам
• Компания улавливает тенденции на рынке лучше, чем ее конкуренты
• Компания входит в стратегическую группу с наиболее удачным положением на рынке
• Компания концентрируется на наиболее быстрорастущих сегментах рынка
• Сильно дифференцированные товары
• Более низкие издержки
• Уровень прибыли выше, чем в среднем на рынке
• Компания обладает технологическим и инновационным преимуществом
• Творческий, готовый к переменам менеджмент
• Компания готова извлечь выгоду из благоприятной ситуации