Совершенствование информационной базы для стратегического анализа издержек

Требования, предъявляемые к информации, необходимой для анализа цепочки ценностей, могут быть огромными. Обычно аналитик должен преобразовать бухгалтерские данные об издержках фирмы в затраты на выполнение определенных видов деятельности. Соответствующий уровень разукрупнения зависит от экономического содержания и от того, насколько целесообразно проводить в рамках всей фирмы сравнения по затратам для конкретных операций в противоположность какому-либо виду деятельности в целом. Принимая решение о степени разукрупнения, следует руководствоваться тем, что целесообразно оценивать издержки по операциям, имеющим разное экономическое содержание, и по видам деятельности, затраты на которые составляют значительную или растущую долю в общих издержках фирмы.

Традиционно в бухгалтерском учете издержки определяются на основе широкого спектра затрат — зарплата рабочих и служащих, премии работникам, материалы, командировки, исследования и разработки, амортизация, другие постоянные расходы.

Определение издержек по видам выполняемой деятельности подразумевает соотнесение этих издержек со специфическими видами выполняемой деятельности, как это показано в табл.2. Это также подразумевает совершенствование оценки издержек по операциям, выполняемым в цепочках ценностей поставщиков и клиентов, находящихся в самом начале и в конце системы цепочек ценностей. Определение позиции фирмы в отношении себестоимости по сравнению с конкурентами нуждается в определении затрат на выполнение определенных операций по каждому отдельному конкуренту — это высший уровень мастерства в разведке конкурентных преимуществ. Однако, несмотря на утомительность процесса определения издержек по каждому виду деятельности в отдельности и на неточность некоторых оценок, результат, получаемый в виде данных об издержках определенных внутрифирменных операций и функций, а также о конкурентоспособности затрат по сравнению с конкурентами, делает данный метод мощным орудием стратегического менеджмента. Несмотря на сложности подсчета менеджеры каждой компании должны пытаться оценить цепочку ценностей их предприятия.

Таблица 2.

Традиционный расчёт себестоимости по статьям бюджета, долл. " Зарплата рабочих и служащих 350 000 Премии 115 000 Материалы 6 500 Командировки 2 400 Амортизация 67 000 Другие постоянные расходы 124 000 Прочие операционные расходы 25 250   Итого 640 000 Оценка издержек по видам деятельности, долл. Оценка возможностей поставщиков 135 750 Оформление заказов 82 100 Экспедиторское обслуживание внутренних процессов 15 840 Контроль качества приобретаемой продукции 94 000 Контроль соответствия поставок и заказов 48 450 Решение проблем 110 000 Внутреннее управление 130 000   Итого 640 000

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ИЗДЕРЖЕК ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сегодня многие компании занялись оценкой затрат на выполнение определённого вида деятельности в сопоставлении с издержками своих конкурентов. При оценке издержек внимание концентрируется на сравнении эффективности выполнения основных функций и процессов в цепочке ценностей на уровне фирмы в целом - как производится закупка материалов, как проводятся расчёты с поставщиками, как осуществляется управление запасами, как производятся процесс обучения персонала и выплата заработной платы и т.д. Основной целью являются:

• выявить наилучшую практику выполнения определённого вида деятельности

• определить наиболее эффективный способ минимизации издержек и

• приступить к повышению конкурентоспособности фирмы по издержкам на основе полученного анализа там, где при их оценке затраты на выполнение данного вида деятельности оказались выше, чем у других компаний.

В 1979г. компания Ксерокс стала пионером в области сравнительной оценки издержек, когда японские производители начали продажу копировальных машин средней мощности в США по 9600долл. за шт., что было ниже издержек производства компании Ксерокс. Руководство послало в Японию группу, состоящую из менеджеров компании, включая начальника производства и издержек на предприятиях своего конкурента. Группа менеджеров обнаружила, что издержки фирмы Ксерокс оказались высокими из-за крайней неэффективности процесса производства и деловой практики. Эти результаты подтолкнули фирму к концентрации усилий на долгосрочной программе сравнительной оценки издержек по 67 из всех своих основных видов деятельности с издержками компаний, рассматриваемых как «достигшие наилучших результатов» в осуществлении этих видов деятельности.

ЦЕПОЧКА ЦЕННОСТЕЙ: ГЛАВНЫЕ ДОСТОИНСТВА И КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО.

Эффективное управление цепочкой ценностей даёт возможность создать главные достоинства компании и превратить их в конкурентное преимущество. Основой конкурентного преимущества скорее являются навыки и способности компании организовать более эффективное по сравнению с конкурентами функционирование всех элементов цепочки ценностей.

Чтобы реально оценить конкурентные возможности компании, от менеджеров требуется выполнить 4 действия:

1. Составить цепочку ценностей для фирмы.

2. Изучить связи между различными участками внутри цепочки, а также связи с поставщиками и потребителями;

3. Выявить те виды деятельности, которые являются определяющими для удовлетворения потребности потребителя и успеха на рынке;

4. Провести соответствующую сравнительную оценку издержек компании и сравнить структуру издержек с конкурентами (определить какие виды деятельности являются главными, а какие эффективнее осуществляются другими фирмами).

Урок анализа цепочки ценностей состоит в том. что укрепление конкурентоспособности компании всецело зависит от умения менеджеров сконцентрировать ресурсы и опыт на тех участках деятельности, где компания может достичь наилучших результатов, обслуживая своих целевых клиентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: