Информационные среды

35. Дверь может выбрать сама. Человек - нет.

(Борхес)

В средовой модели информационные среды рассматриваются трояко:

· Как совокупность знаков, символов и операций над ними, созданная Человечеством в процессе своего существования. Это – вполне рукотворная «четвертая природа», порождение информационных форм человеческой деятельности в рамках базовых процессов познания и управления;

· Как совокупность трансцендентальных представлений Человечества о том, что лежит за гранью материального и социального мира, и опытного понимания одухотворенности внематериальной Вселенной. Эти религиозные, метафизические, экзистенциальные убеждения и заданные на пространстве этих убеждений технологии создают сложно рефлектируемую «пятую или трансцендентную природу». Мы не можем судить, является ли эта природа рукотворной или богосозданной – ответ зависит от индивидуальной философии. Во всяком случае, часть «пятой природы» создана людьми в рамках иллюзорного социосистемного процесса экзистенциального познания;

· Как совокупность информации, содержащейся во Вселенной, включая генетическую. Эта «естественная информационная среда», разумеется, нерукотворна и не зависит от существования человека и Человечества.

Заметим здесь, что амбивалентная «трансцендентная природа» соединяет «естественную» и «искусственную» информационные среды в единое пространство, границы областей которого размыты; они понимаются, но не могут быть точно определены. «Скрепляющая» функция «трансцендентной природы» чрезвычайно важна, и, в известном смысле, «легализует» социосистему, как экосистему, потребляющую информацию[1]. Вклад экзистенциального познания и институтов, связывающих базовое познание с иллюзорным[2], в устойчивость и воспроизводимость социосистемы едва ли меньше, нежели вклад войны и иных карнавальных форм деятельности, а вклад его в способность социосистемы к развитию - намного больше. В сущности, именно экзистенциальное познание является источником социосистемного развития. Вот почему любые глобальные прогнозы, не рассматривающие процессы в трансцендентных средах, малосодержательны и, как правило, приводят к концепции «устойчивого развития».

Информационные среды носят особый, «проникающий», характер и оказывают давление на всю систему сред.

В триалектической модели информационное пространство рассматривается как равноправное и равновозможное по отношению к материальному и социальному. Любой процесс или объект понимается, как имеющий три взаимосвязанные сущности – проекции на соответствующие мета-плоскости[3].

Социосистемные процессы – базовые и иллюзорные – по определению связывают между собой все мета-плоскости и все антропосреды. Тем не менее, для таких процессов, как познание, управление, обучение, экзистенция и контроль, - информационная составляющая носит определяющий характер. Не забывая о неразрывной связи мета-плоскостей, мы вправе рассматривать эти процессы, как чисто информационные.

Данная глава посвящена информационным средам и процессам, в них протекающим, и завершается дискуссией об изменениях трансцендентальной среды в условиях фазового перехода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: